Артикуляционная гимнастика звук р: Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, РЬ.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции

звуков Р, Рь.

Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц

языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя

часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов,

напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и

вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха

проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка

находится несколько ниже, чем при произнесении звука «Р».

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка,

удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на

нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом

рте под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную,

непрерывную воздушную струю, идущую посередине

языка. Улыбнуться, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть

ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна

натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы

произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была

узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение

владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем

от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть

неподвижна, работает только язык.

Забиваем гвозди

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность

его передней части. Открыть рот, кончиком языка

стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за

верхних зубов.

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка,

умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке.

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем

опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не

сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его

подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое небо, делая движения языком

вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка

доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он

продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка,

вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться,

открыть рот, постучать кончиком языка за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-

Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,

постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в

улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик

языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,

чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней

части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким

передним краем языка облизать верхнюю губу, делая

движение языком сверху вниз, но не из стороны в

сторону. Следить, чтобы работал только язык, а

нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык

должен быть широким.

Фокус

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение

направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

боковые края его были прижаты, а посередине языка

был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при

этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка

должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по

которой идет воздушная струя.

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык

всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык

должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.

Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык

всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот.

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык

прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение

управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке.

Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за

верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала

упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить,

чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык

прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком

оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя

челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Автомат

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и

подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке.

Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за

верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —

сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх,

подвижность его передней части. Приоткрыть рот,

положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от

губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения,

потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как

индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не

сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться

вперед.

Комарик

Цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его

передней части.

Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх

и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться

произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд,

энергично нажимать языком на бугорки.

Кучер

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

1. Дуть на сомкнутые расслабленные губы.

2. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на

язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не

напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

Методическая разработка на тему: Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]

Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]

Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.

При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука «Р».

Артикуляционные упражнения

 Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

 Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 Почистим зубы

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 Забиваем гвозди

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10. Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

 Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

 Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

 Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Заведи мотор

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звукосочетание: ДН-ДН-ДН… Сначала звукосочетание «ДН» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. 

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

 Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

 Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

 Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

 Автомат

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

 Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Комарик цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части. Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд, энергично нажимать языком на бугорки.

Артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках для детей, видео

Сонорный звук [Р] считается самым сложным в звуковом ряду. При его произнесении работают не только мышцы тела языка, но и вибрирует его кончик. Начинать тренировки данного звукопроизношения с детьми нужно с 4-5 лет. Какие упражнения включает в себя артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Рь], как правильно проводить занятия дома и с логопедом, расскажем в нашей статье.

Содержание

Правильная артикуляция

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.

Артикуляционный профиль звука Р

Твердый звук [Р] произносят так:

  1. Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
  2. Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
  3. На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
  4. Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.

Мягкий звук [Рь] произносится так:

  • Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы [р].
  • К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
  • На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
  • Задняя часть тоже сдвигается вперед.

Такое подробное описание процесса фонации детям знать не обязательно, но показать, как работают речевые органы на себе и попросить воспитанников продемонстрировать, что они поняли и увидели, нужно обязательно.

Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать [Р] четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:

  • Нарушен прикус
  • Язык сужен или увеличен в размерах
  • У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
  • Готическое небо
  • Верхние челюсти сужены.
  • Есть дефекты в расположении зубов
  • Нарушен тонус мышц (дизартрия).
  • Не развит кончик языка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

При дефекте произношения фонем [Р],[Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.

Занятия артикуляционной гимнастикой

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
  4. Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
  5. Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
  6. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Парашютик

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.

Упражнение Парашютик

На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Упражнение Шарик

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

Упражнение Орешки

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

Упражнение Варенье

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.

Упражнение Маляр

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Упражнение Грибок

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.

Упражнение Гармошка

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Упражнение Лошадка

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

Упражнение Барабанщик

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Смотрите также другие упражнения артикуляционной гимнастики в картинках для детей

Видео

Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков [Р] [Рь]:

Артикуляционная гимнастика для звука [р] может заканчиваться проговариванием чистоговорок.

Используйте следующий комплекс речевых заданий:

Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.

У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: “Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!”.
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Л в картинках
Артикуляционная гимнастика на звук С и свистящие
Артикуляционная гимнастика на звук Ш и шипищие

На коррекцию звука [Р] уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать [р], опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.

Рейтинг автора

3

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

38

Логопед Ольга Бажина

Читайте также:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.

Картотека по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

 

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Гриб мне надо удержать.

 

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

 

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

 

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

 

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

 

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

 

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

12. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Артикуляционная гимнастика для звука Р при его речевом нарушении

артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика для звука Р — один из наиболее эффективных способов постановки и автоматизации звука Р. Ваш малыш растет, развивается, меняется и его речь.

Еще недавно его лепет и неправильные звуки вызывали восторг и умиление. Но сейчас от слов «лыба, лот, лека, лычит» вас бросает в дрожь.

Что же делать? Многие сверстники уже говорят чисто и выговаривают букву Р. Почему это не удается вашему ребенку? Как вы можете помочь ему?

5 правил на пути к правильной речи


Воспользуйтесь нашими правилами и выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.

  • Перестаем паниковать. Звук Р считается самым коварным среди остальных звуков. Чаще всего в речи он появляется в возрасте 5-6 лет.
  • Начинаем поиски хорошего логопеда. Звук Р трудный и его постановкой должен заниматься специалист. Только он сможет учесть подвижность и тонус языка и многое другое. Искать специалиста можно различными способами: на сайтах, по отзывам знакомых, обратиться за помощью к логопеду в детском саду. Главное найти того, с кем ребенок сможет комфортно и продуктивно заниматься.
  • Следуем советам врача. Логопед может попросить у вас заключение невролога или психолого-медико-педагогической комиссии. Не нужно пренебрегать этим требованиям, не всегда проблемы в речи обусловлены возрастными причинами. Иногда за нарушение речи отвечают неврологические заболевания. Бояться этого не нужно. Грамотное лечение у невролога ускорит процесс совершенствования речи.
  • Совместная работа. Логопед работает всегда в паре с родителем. Вы никогда не добьетесь положительных результатов, если не будете контролировать процесс. Все домашние задания и упражнения, которые прописывает вам логопед, вы должны выполнять дома вместе с ребенком.
  • Часто нарушения в произношении буквы Р связаны с ограниченной подвижностью языка. Эффективно решить эту проблему помогут артикуляционные упражнения для звука Р.

Что такое артикуляция звука Р

Что такое артикуляционная гимнастика? Прежде всего это набор необходимых упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата. У каждого звука свой артикуляционный уклад и профиль. Это положение, которое занимают органы артикуляционного аппарата (гортань, язык, горло, ротоглотка и др.)

Артикуляционный профиль звука Р изображен на рисунке.

Артикуляционный профиль

 

Верная артикуляция звука Р заключается в следующей последовательности действий:

  • Улыбаемся, оставляя пространство между зубами;
  • Широкий кончик языка ставим за верхними зубами на альвеолы;
  • Воздушная струя проходит по центру языка;
  • Горлышко работает.

Артикуляционная гимнастика на звук Р: 10 основных упражнений

Предлагаем вашему вниманию основные артикуляционные упражнения для постановки звука р.

Вашему ребенку очень понравится игровой формат и веселые названия:

  1. «Грибок». Язык плотно прижимаем к верхнему небу. Улыбаемся широко, а после открываем рот насколько можно. Важно добиться того, чтобы язычок ребенка стал похож на шляпку гриба, ножкой которого является подъязычная связка.
  2. «Лошадка». Ваш ребенок видел лошадей? Сможет показать как они стучат копытами при движении? Давайте вместе вспомним как цокает лошадка. Будет работать только кончик языка. Повторяем упражнение в течение 2-3 минут.
  3. «Барабанщик». Сейчас переместимся на сцену, мы будем барабанщиками. Немного приоткрывает рот и стараемся широко улыбнуться. Кончик языка за верхними зубами, на выдохе говорим ДДДДД. Повторяем упражнение 5 раз.
  4. «Маляр». Узнаем у ребенка кто такой маляр и зачем ему кисточка? Представим, что наш язык — кисть маляра. Рот широко открываем и водим по верхнему небу вперед и назад нашим языком-кистью.
  5. «Вкусно». Ваш ребенок любит сладости, варенье? На минутку представим,что мы только что полакомились сладким бабушкиным вареньем. Вкусное было варенье? Да, вот какое вкусное. Открываем рот, выставляем язык и облизываем слева направо сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Вот так. Спасибо, бабушка, за варенье.
  6. «Гармошка». Ваш ребенок знаком с гармошкой? Повторим руками движения играющей гармошки. А теперь тоже самое проделает наш язычок. Всю поверхность языка фиксируем за верхние зубы. Рот открывается и закрывается, повторяя движение играющей гармошки. Язык остается плотно прижатым за верхними зубами.
  7. “Улыбка”. Мама очень рада видеть ребенка, она широко улыбается, плотно прижав зубы. Ребенок улыбается маме в ответ. Улыбаемся друг другу не менее 5 секунд. Выдыхаем и собираем губы в дудочку, держим 5 секунд.
  8. «Качели». Спрашиваем ребенка любит ли он качаться на качелях? Грустно говорим, что наш язычок никогда не качался на качелях. Предлагаем покачать и его. Широко открываем рот, кончик языка крепко прижимаем за верхними зубами, затем плавно перемещаем его за нижние зубы. Раскачиваем язык 5 раз.
  9. «Чистим зубки». Зубной щеткой мы чистим зубы каждый день. Давайте попробуем “почистить” зубы языком. Рот закрываем, язык “чистит” сначала по верхние, затем нижние зубы.
  10. «Комар». Сейчас мы будем маленькими комариками. Приоткрываем рот, улыбаемся. Язык ставим за верхние зубы, на выдохе говорим звук ЗЗЗ (услышим звук, похожий на что-то среднее между З и Ж)

Как выполнять гимнастику

Для успешной постановки и следующей за ней автоматизации звука Р упражнения, входящие в комплекс артикуляционной гимнастики, повторяем ежедневно.

Начинаем занятие всегда в спокойной и дружелюбной обстановке обстановке. Ребенка мотивировируем на занятия его личным примером. Он молодец, многому научился и с возникшей проблемой нарушения речи вы сможете справиться вместе.

Отмечаем самые первые незначительные успехи в совершенствовании речи. Будьте союзником и верным наставником своему ребенку. Подбадривайте и хвалите его. Постепенно двигайтесь к своей цели с полной уверенностью к обретению «чистой» речи.

Учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]

«Вкусное варенье».
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                                     1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                                                                           2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.                               3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Почистить верхние зубы».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                                         1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.                                                            2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.                                                                                                          3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Лошадки».
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.                                                                                                           1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.                                                                                                          2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.                                        3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.                                                                                            «Маляр». 
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.                                                                                                     1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.                                                    2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]

«Вкусное варенье».
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                                     1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                                                                           2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.                               3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Почистить верхние зубы».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                                         1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.                                                            2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.                                                                                                          3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Лошадки».
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.                                                                                                           1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.                                                                                                          2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.                                        3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.                                                                                            «Маляр». 
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.                                                                                                     1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.                                                    2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

«Грибок».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку).
Методические указания.                                                                                                            1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.                                                               2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.                                                                                                               3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

«Фокус».                                                                                                                               Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. «Барабанщик».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Психолого-логопедический центр,                                                                                 ул. М. Горького, 38/45, 4 этаж, направо,                                                                               т. 250-280 или                                                                                                                           +7-(927)-375-02-80                                                                                      [email protected]                                                                             www.logopedpenza.ru

«Грибок».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку).
Методические указания.                                                                                                            1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.                                                               2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.                                                                                                               3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

«Фокус».                                                                                                                                Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.           «Барабанщик».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Психолого-логопедический центр,                                                                                 ул. М. Горького, 38/45, 4 этаж, направо,                                                                               т. 250-280 или                                                                                                                           +7-(927)-375-02-80                                                                                      [email protected]                                                                             www.logopedpenza.ru

Учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему: Артикуляционная гимнастика для звука [р]

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ЗВУКА [Р]

ЗАБОРЧИК

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 2 раза  по 10 секунд.

Улыбнись

     Покажи зубы

        Удержи под счёт до 10 секунд

            Закончи

ЧИСТИМ ЗУБЫ
Цель: вырабатывать умение удерживать языка за верхними зубами и владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние  зубы с внутренней стороны, делая движения языком из снизу вверх и наоборот.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних  зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Указание:

    Приготовься

       Улыбнись

           Покажи зубы

              Приоткрой рот

                     Кончиком языка с внутренней стороны “чистим” верхние зубы. Движения вверх-вниз и наоборот.

                             Нижняя челюсть неподвижна

                                   Повтори 10 раз

                                       Закончи

ТЕРКА

Цель: укрепление мышц боковых краев языка.

Описание: Прижат боковые края языка к верхним коренным зубам и вводить под счёт  вперёд-назад 10 раз.

МЕСИМ ТЕСТО и ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и  покусывая зубами  произносить : та-та-та

после пошлепывая губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». И СРАЗУ ЖЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕ «БЛИНЧИК»

Внимание!
2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

БЛИНЧИК

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Указание:

       Приготовься. Начинай.

            Улыбнись.

                  Покажи зубы.

                          Приоткрой рот.

                                  Высуни язык, положи на нижнюю губу.

                                         Расслабь. Изобрази блинчик.

                                               Удержи под счет до 10 секунд.

                                                        Закончи.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

МОРОЖЕНОЕ

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указание:

    Приготовься

        Улыбнись

            Покажи зубы

                    Приоткрой рот

                            Подними язык вверх, потянись к верхней губе широким языком, оближи её

                                        Повтори 10 раз

                                                Закончи

КОВШ ЭКСКОВАТОРА

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

Указание:

     Приготовься. Начинай.

          Улыбнись.

                Покажи зубы.

                       Приоткрой рот.

                             Края и кончик широкого языка подними кверху в форме “чашечки”.

                                   Удержи под счет до 10 секунд.

                                           Закончи.

ДЯТЕЛ

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

ИНДЕЕЦ
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 

Приготовься. Начинай.

       Улыбнись.

             Покажи зубы.

                      Приоткрой рот.

                            Кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

                                  На выдохе произноси «Бл – бл — бл» до 10 секунд

                                      Закончи.

Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

ЛОШАДКА

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указание:

      Приготовься. Начинай.

          Улыбнись.

                 Покажи зубы.

                      Приоткрой рот.

                             Присоси язык к нёбу и щёлкай языком медленно и сильно  до 10 секунд.

                                        Нижняя челюсть должна быть неподвижна

                                                  Закончи.

ПАРАШЮТИСТ
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Артикуляционные упражнения. Комплекс упражнений художественной гимнастики

Речевые звуки получаются со всей комплекски (движения органов артикуляции). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также от дифференцированной работы органов суставного аппарата. То есть произношение звуков речи является довольно сложным двигательным навыком, который поможет развить артикуляционные упражнения.

Основные цели артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать за малышом с различными (мимическими и суставными) движениями языка, челюсти и губ.В то же время воспроизводятся типичные звуки — лепет и лепет. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Это имеет большое значение. У детей такие движения развиваются и развиваются постепенно. Они важны силой, точностью и дифференциацией.

Комплекс упражнений художественной гимнастики поможет развить и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Артикуляционная гимнастика состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки различных положений губ, мягкого неба и языка.

Рекомендации

Во-первых, артистическая гимнастика должна выполняться каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению сложившихся навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, около 5 минут. Не загружайте ребенка множеством новых упражнений одновременно. Этого достаточно для 2-3 упражнений одновременно.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). Статические упражнения следует выполнять за 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подходить к отборочным упражнениям и учитывать традиционную последовательность: от простого — к сложному. Проводить артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет лучше в игривой форме, веселой и эмоциональной.

В-четвертых, новые упражнения должны вводиться постепенно, по одному за раз. Мы не должны забывать повторять и закреплять материал, который был передан. Не начинайте новые упражнения, если предыдущие задачи не выполнены хорошо. Вы можете отработать старые вещи с новыми игровыми техниками.

И, в-пятых, спортивная гимнастика лучше выполнять сидя. В этом положении дети не напрягают свое тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задачи, если они увидят себя и лидера. Для этого потребуется настенное зеркало. Вы можете начать гимнастику с упражнений для губ.

Организационное время

При объяснении нового упражнения взрослый должен максимально использовать игровые техники. Затем происходит визуальная демонстрация.После этого под присмотром взрослого ребенка его выполняет.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметрию обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютно бессмысленна.

Для выполнения каждого упражнения нужно быть креативным.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, более органичными и скоординированными.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать как статические, так и динамические задачи.

Упражнения для губ

Их много. Это:

  • Smile — губы держатся в улыбке, зубы не должны быть видны.
  • Хоботок — губы вытянуты вперед длинной трубкой.
  • Забор — улыбка с закрытыми зубами.
  • Бублик — округлите и вытяните вперед губы. В этом случае зубы должны быть закрыты.
  • Кролик — упражнение выполняется с закрытыми зубами.Поднимите верхнюю губу, обнажая соответствующие резцы.

Задачи по развитию подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены на развитие подвижности губ. Это:

  • Царапин и прикус зубов обеих губ.
  • Губы вытягиваются вперед с помощью трубки. Затем растяните их в улыбке.
  • Губы с трубкой. Вращайте их круговыми движениями, двигайтесь влево и вправо.
  • Представь себе рыбу, которая разговаривает.Хлопай губами друг о друга.
  • Возьмите носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Протяни их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки тянутся внутрь, после чего рот резко открывается с характерным звуком.
  • «Утка». Помассируйте вытянутые губы пальцами, пытаясь сделать клюв. В этом случае большие пальцы обеих рук должны находиться под нижней губой, а остальные — на верхней губе.
  • «Недовольный конь». Попробуйте изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные упражнения на артикуляцию для детей невозможны без постоянной тренировки. Среди статических упражнений:

  • цыплят. Широкий рот, язык неподвижно лежит.
  • шпатель. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и поставить в широкое положение на нижнюю губу.
  • Кубок. Открой рот широко. Вытяните язык, одновременно поднимая передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
  • Стинг. Выдвиньте узкий тугой язык вперед.
  • Слайд. Язык должен быть поднят вверх, кончик должен быть плотно прижат к нижним резцам.
  • Труба. Согнуть боковые края языка вверх.
  • Грибок. Иди к крышу рта.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать в себя динамические задания:

  • Маятник.Слегка откройте рот и вытяните губы в улыбке. Кончик языка попеременно касается уголков рта.
  • Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженный язык попеременно упирался в одну или другую щеку.
  • Чистка зубов. Закрой свой рот. Обведите движение языка по кругу между зубами и губами.
  • Лошадь. Язык высосан до неба, затем щелкни языком. Покачивайся сильно и медленно.
  • Вкусное варенье. Открой рот и облизай язык своей верхней губой.

Артикуляционные упражнения для звука «p»

Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для этого нужно широко открыть рот и двигаться (влево и вправо) кончиком языка с внутренней стороны верхних зубов.

Второй «Художник». Открой рот, вытяни губы в улыбке. Сделайте кончик языка, двигаясь вперед и назад по небу.

Третье — «Кто дальше будет гонять мяч». Упражнение выполняется на улыбке.Сделайте язык широким. Его край наденьте на нижнюю губу и постарайтесь произносить звук «ф» долгое время. Затем положите вату на стол и дуйте на противоположную сторону.

Это лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут развить правильные движения языка, его подвижность, подъем и т. Д.

Представленные в статье задачи помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого.Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте называть имена каждого из них, что вызовет прямые ассоциации. И тогда дети будут заинтересованы в выполнении разнообразных упражнений.

р >>
,

картотека, упражнения и обратная связь

С младенчества дети делают много разных движений языком и губами. Это первые шаги к развитию речи.

Однако очень часто встречаются дети дошкольного возраста, которые не произносят много букв. Артикуляционные упражнения для ребенка необходимы. В статье мы рассмотрим, как правильно организовать упражнения, рекомендации логопеда и основные комплексы логопедических упражнений для детей дошкольного возраста.

Почему артикуляционная гимнастика?

Для ребенка пятилетнему возрасту важно правильно говорить, не искажая буквы, звуки и слова. К сожалению, статистика показывает обратное. Многие дошкольники в 5 лет неправильно произносят одну или несколько букв (x, w, p, l). Вот почему логопедия необходима.

Чем позже ребенок начинает заниматься, тем сложнее ему выучить правильное произношение. Своевременные занятия помогут ребенку избежать определенных трудностей, и он будет говорить правильно, чисто и четко.Если родители обращают внимание на произношение ребенка, они могут избежать помощи логопеда. Ведь эти занятия занимают много времени, сил и денег.

Если у ребенка есть нарушение речи, после артикуляционной гимнастики он может легко заниматься с логопедом, так как язык и губы подготовлены к более сложным упражнениям.

Артикуляционная гимнастика помогает как взрослым, так и детям выучить правильное произношение, что способствует обучению письму начальной школы.В конце концов, даже ребенок не может писать и читать, если он не может четко произносить все буквы или звуки.

Организация спортивной гимнастики

Родители или опекуны нуждаются в игривых детях. Тогда художественная гимнастика для ребенка будет интересной. Для этого взрослый должен четко рассказать и показать упражнения. Тогда вам нужно попросить ребенка повторить. Если упражнение выполнено неправильно, взрослый должен исправить детей.

Очень важно, чтобы ребенок качественно выполнял художественную гимнастику.Должна быть точность движений и правильный темп исполнения. Если вы видите, что у ребенка что-то не работает, помогите ему с чайной ложкой или ручкой зубной щетки, чтобы правильно вести язык.

Иногда дети не понимают, как правильно это делать. Делайте упражнения с помощью языка и верхней губы. Для этого случая у вас должно быть что-нибудь сладкое. Нанесите на верхнюю губу жидкий шоколад, сгущенное молоко или варенье. Пусть малыш лизнет сладкое. Тогда он поймет исходную позицию языка.

Не пугайтесь, если сначала трафик будет напряженным. Если вы будете давать уроки каждый день по 15 минут, органы суставного аппарата расслабятся.

Рекомендации по проведению логопедических упражнений

Артикуляционная гимнастика должна проводиться каждый день. Желательно 3-4 раза не более пяти минут. За 1 урок ребенку следует предложить максимум 3 упражнения. Не предлагайте больше, так как дети начинают путаться. Каждое упражнение выполняется около 5-6 раз.

При выборе художественной гимнастики всегда соблюдайте последовательность действий, чтобы не запутать ребенка. Попробуйте начать с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным.

Желательно проводить художественную гимнастику перед зеркалом. Ребенок должен видеть точное движение своего языка и губ. Он увидит свои ошибки и сможет лучше работать над собой.

Делая гимнастику, наносите ежедневный материал. Однако не исключаю этого. Повторите 2 упражнения и введите одно новое.Тогда ребенок не будет смущен. Чтобы исправить материал, всегда продумывайте игру. Только тогда художественная гимнастика для ребенка станет увлекательным занятием. Тогда вы не сможете научить своего ребенка правильному произношению.

Гимнастика пальцев — первый шаг к развитию речи

С ребенком нужно начинать с рождения. Это не значит, что вы должны немедленно выучить буквы или слова. Для начала подходит гимнастика пальцев, благодаря которой развивается речь.Однако не все дети любят ее. Поэтому упражнения для пальцев должны выполняться незаметно для ребенка. Особенно если он совсем маленький.

Когда вы протираете руку ребенка полотенцем, массируйте подушечку каждого пальца. Как можно чаще с помощью ладоней и пальцев рассказывайте рифмы и анекдоты. Вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему быстро начать, правильно разговаривать.

Каждому ребенку полезно рисовать пальцами. Для этого творчества продаются специальные краски, которые безопасны для здоровья ребенка.

Для детей старшего возраста гуашь подходит. Рисование пальцами — захватывающее занятие. Благодаря ему ребенок начинает произносить правильные и четкие звуки или буквы.

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики для детей от 4 лет

При обнаружении нарушения произношения у ребенка регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Это поможет детям научиться говорить правильно и без дефектов.

Дети в возрасте 4 лет не произносят много букв.Многие дети до сих пор имеют слабое произношение, которое исправляется со временем. Некоторым детям нужно тренироваться, чтобы быстрее выучить нужные слова.

Спортивная гимнастика для детей от 4 лет — это весело и увлекательно. Поэтому детям нравится делать и скручиваться перед зеркалом. От таких исследований они поднимут настроение.

Если у ребенка слабые губы, выполните следующие упражнения:

  1. Хомяк. Надуйте щеки, подержите воздух во рту, через 4 секунды отпустите. Сделайте это упражнение 5 раз.
  2. Голодный хомяк. Вытяни щеки так сильно, как только сможешь.
  3. Живопись. Тебе нужно держать карандаш губами. Это упражнение тренирует и укрепляет мышцы для дальнейшей тренировки.

После тренировок переходите к более сложной гимнастике. Есть два типа упражнений: статические и динамические. Первый вариант укрепляет мышцы, а второй готовит к развитию речи.

Статические упражнения:

  1. Птичка. Рот очень открыт, а язык без движения тихо лежит в полости рта.
  2. Плечо. Рот широко открыт, а язык находится на нижней губе.
  3. Злой котенок. Широкий рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, так что слайд получается.
  4. Грибы. Открой рот и коснись неба своим языком.

Динамические упражнения:

  1. час. Открой рот, высунь язык. Переместите это от одного угла губ к другому. Делайте это упражнение не менее 7 раз.
  2. Вкусный шоколад.Облизайте губы, прищкомните, спрячь язык во рту.
  3. Лошадь. Прижми язык к небу, щелкни им и чокнись.
  4. Фаршированные. По кругу облизайте сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. Скрыть язык.
  5. Чистим зубы. Поднесите язык к губам и зубам. Делайте это упражнение 7-8 раз.

Это основное занятие. К ним вы можете добавить что-то свое. Главное, чтобы ребенок был заинтересован в этом. Тогда вы добьетесь высоких результатов.

Артикуляционные упражнения для детей 5 лет

В этом возрасте многие дети произносят почти все буквы. Чаще всего звуки «r», «sh», «w», «h» трудно передать. Поэтому вам нужно подчеркнуть их. Артикуляционная гимнастика для детей от 5 лет предлагается в стихах или предложениях.

Чтобы ребенок научился произносить букву «Ш», расскажите ему короткую историю:

Маша шьет подушку, мышку и кота.

Из бархата вышивают корзину и вырезают в ней окно.

Она пришила все это к подушке.

Я шила кошку далеко, чтобы она не схватила мышь.

Теперь наша подушка готова, и кошка не догонит мышь.

Задайте ребенку вопросы:

Кто сшила подушку? Что на нем вышито? Как Маша шила кошку и для чего? Пересказать историю.

Расскажите ребенку историю с большим количеством «R». Например: цыган пошел к реке и решил ловить раков.Он нырнул под воду. Он видел рак в пещере, но боялся взять его вручную. Затем он поднялся на берег, надел варежку. Нырнул и получил рак. Я хотел взять его домой и приготовить на обед. Но Рома пожалел о раке, и он отпустил его в реку. Пусть живет дальше.

На основании текста задайте вопросы, связанные с детьми. Когда он говорит, речь и звук более развиты. Так что отработайте остальные буквы, которые ему тяжело.

Как проводить логопедические занятия в старшей группе

Эксперты утверждают, что ребенок в этом произношении должен быть правильным и понятным.Подготовка к школе уже начинается. Поэтому артикуляция гимнастическая

.

Настройка звука «p»: комплекс упражнений

Звук «р» заслуженно считается самым трудным для произношения на русском языке. И многим детям он «слишком крепок». Если ребенку 4 года и он еще не произносит этот звук, это считается нормой. Но если этого не наблюдается и к 6 годам лучше обратиться к логопеду или начать самостоятельно заниматься дома.

Распространенные нарушения в произношении:

  • звук полностью игнорируется;
  • вместо «р» произносится, например, «l» или «d»;
  • звук немного смягчается там, где его следует произносить твердо;
  • звук произносится с некоторыми искажениями.

Основные причины неправильного произношения «р»:

  • нарушение органов речи;
  • недостаточно длинная уздечка языка;
  • — нарушение слуха;
  • нарушение речевого дыхания.

Необходимо понимать, что производство звука «р» включает в себя не обычную имитацию различных грохочущих звуков, а специальные подготовительные упражнения. Считай их.

  1. Ребенок улыбается так, что нижние и верхние зубы хорошо видны.
  2. Язык как бы «высосан» до небес, а губы растянуты в широкой улыбке. Малыш должен закрыть и открыть рот на несколько секунд.
  3. Ребенок улыбается, открывая рот. Язык поднимается за зубами верхней челюсти, и произносится длинный «z».
  4. Пусть производство звука «p» превратится в определенное имя. Попросите ребенка представить, что он только что попробовал вкусное варенье и сильно грязные губки. Теперь, двигая языком сверху вниз, нужно аккуратно облизать верхнюю губу.
  5. Не открывая рта, ребенок вонзает язык между зубами и губами, как будто чистит зубы.

Эти упражнения только укрепляют речевой аппарат. Их нужно регулярно проводить, производство «п» должно идти в сочетании с ними.

Звукозапись

  1. Губы малыша растянуты в улыбке, рот слегка прижат языком к альвеолам. Попросите ребенка попытаться произнести звук «дззз».Конечно, поначалу мало что из этого получится, но со временем это станет гораздо более актуальным языком, и в итоге получится четкое «р».
  2. Рот открыт. На выдохе длинный «ддд» произносится быстро и быстро. Посмотрите, как именно этот парень делает. Его язык обязательно должен плотно прилегать к деснам верхних резцов.
  3. Производство звука «р» механическим методом. В этом случае голова ребенка падает на колени взрослого. Ребенок «высасывает» свой язык в небо.Надо прижать края его языка к небу большим и указательным пальцами. В то же время, пусть ребенок с силой выдувает воздух. Если все условия выполнены правильно, то сразу же появляется соответствующая вибрация и получается чистый звук «р».

И когда производство звука «р» приведет к положительным результатам, и малыш начнет четко произносить его, необходимо перейти к автоматизации произношения. Естественно, эта работа трудоемка: сначала звук фиксируется в отдельных слогах, а затем уже в словах и связанных предложениях.Настойчиво общайтесь со своим ребенком, и вскоре в вашем доме появится настоящий тигр. Успех занятий определяется характеристиками и характером ребенка. Кто-то усваивает материал быстрее и заметен положительный результат, кто-то медленнее.

Если вы не замечаете никакой динамики, то помочь может только логопед. Звук «р» в этом случае должен выполняться под наблюдением специалиста.

р >>

,

артистическая гимнастика для детей

Все родители очень чувствительны к каждой мимике своего ребенка, к каждому его жесту. И первое произнесенное им слово приводит их в неописуемый экстаз. Ведь именно с первого слова начинается новый этап в развитии ребенка. Родителям потребуется много усилий и терпения, чтобы дождаться правильной и содержательной речи малыша.

Чтобы произносить сложные слова, вам нужна тренировка для губ и языка.Они должны иметь хорошую гибкость и силу.

Чтобы ребенок научился произносить более быстрые сложные звуки, для детей существует так называемая артикуляционная гимнастика. Эту гимнастику можно использовать для серьезных отклонений в произношении, с дефектами речи, с нечеткой звукоизоляцией.

В основном, дети до трех лет испытывают определенные трудности в произношении сложных слов, переставляют слоги, сокращают их. Но не паникуйте. Это считается нормальным.Но если это развитие затянется до более позднего периода, следует обратиться к специалистам.

Артикуляционная гимнастика для детей является первой необходимостью по многим причинам. Во-первых, современная методика, позволяющая освоить такую ​​гимнастику, способствует развитию правильной и чистой речи без вмешательства специалиста. Во-вторых, дети, у которых есть серьезные отклонения в произношении звуков, быстро исправят дефект речи, прибегая к помощи логопеда. Мышечные ткани из них будут подготовлены и обучены.В-третьих, спортивная гимнастика для детей очень полезна для тех, у кого нечеткое произношение. И, наконец, в-четвертых, эта гимнастика учит красивому, ясному и правильному произношению.

Для достижения положительных результатов необходимо придерживаться некоторых рекомендаций в процессе выполнения гимнастики. Основным условием является регулярность занятий. Это позволит ребенку закрепить приобретенные навыки. Более трех упражнений за один раз ребенку не рекомендуется предлагать.Упражнения по артикуляционной гимнастике должны выполняться не менее пяти-семи раз.

Все виды упражнений должны быть представлены ребенку в определенной последовательности, от простых до более сложных. Лучше превратить такие упражнения в игровую форму. Эмоциональный подъем, возникающий при этом у детей, поможет более надежно укрепить гимнастические упражнения. Если ребенку не очень хорошо дают какие-либо упражнения, новое не следует вводить до тех пор, пока не будет исправлено достаточно старое. Для этого нам нужно придумать новый подход, подойти к проблеме с другой стороны.

Более разумно выполнять упражнения сидя. Это положение позволяет вам держать спину прямо, тело расслаблено, ноги и руки остаются спокойными.

Лицо ребенка должно быть перед лицом взрослого, чтобы он мог осуществлять контроль над выполнением упражнений. Кроме того, артикуляционные упражнения для малышей проводятся с помощью зеркала. Это визуальное восприятие позволит ребенку сосредоточиться на его выражениях лица, губах, языке, повторяя движения взрослого человека.Впоследствии зеркало можно снять.

Не расстраивайтесь, если с первого раза ребенок не работает. Наоборот, необходимо дать ребенку понять, что взрослому тоже не удается.

Необходимо выбрать задачи, которые развивают голос, дыхание, слух. Это очень важный момент для правильного произношения слов.

Артикуляционная гимнастика — хороший метод достижения положительного результата в кратчайшие сроки с своевременным выявлением отклонений в произношении.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка точной и правильной деятельности речевого аппарата, согласование его действий с другими органами, умение сочетать простые движения в более сложные. Правильная и правильная речь является основным показателем хорошей подготовки ребенка к школе.

р >>

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о