Фонематические нарушения речи: Фонетико-фонематическое нарушение речи — симптомы и коррекция

Содержание

Фонетико-фонематическое нарушение речи — симптомы и коррекция

Автор Клинова М.Ю. На чтение 7 мин. Просмотров 2.1k. Опубликовано Обновлено

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФН – это речевое нарушение у детей, никак не зависимое от уровня интеллекта ребёнка и его физиологических данных. ФФН серьёзно тормозит развитие и требует как можно более быстрой коррекции с помощью логопеда.

Что такое ФФНР?

Речь – это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии – неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка – он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.

Причины приобретённого ФФН:

  1. Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
  2. Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
  3. Плохая наследственность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
  4. Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.

Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН – создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.

Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи

Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.

Основные симптомы:

  • задержка в развитии нервной системы;
  • трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
  • прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
  • физиологические признаки вроде “готического” высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
  • проблемы с абстрактными понятиями;
  • явные нарушения артикуляции;
  • возможны проблемы с памятью.

В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед – основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и “безболезненно” для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками.

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии.

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью “подгонять” ребёнка под нормы социального развития.

Артикуляционные упражнения

Для взрослого неочевидно то, как много усилий необходимо приложить ребёнку, чтобы правильно выговаривать слова. Это делается не силой мысли, а с помощью артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из нескольких важных органов. Понятия о коррекции фонетико-фонематического недоразвития не было бы без общего комплекса упражнений, способных улучшить воспроизводимость звуков у большинства маленьких пациентов.

Для активной работы губ

Губы буквально формируют звуки, которые мы произносим. Типичные и привычные для нас мимические движения ещё не отпечатались в памяти ребёнка. Он, пытаясь произносить звуки, терпит неудачу именно из-за неправильной постановки губ

Эффективные упражнения:

  1. “Поцелуйчик” – ребёнка учат вытягивать губы трубочкой будто для поцелуя. На самом деле способствует произношению гласных, а также шипящих/свистящих.
  2. “Улыбка” – зубы сомкнуты, а губы расплываются в как можно более широкой улыбке. Тренирует мимические мышцы губ. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. “Пятачок” – из позиции “поцелуйчика” ребёнка просят двигать сомкнутыми губами по кругу, меняя направление вращения.

Для тренировки языка

Язык по большей части управляется бессознательно – сам приподнимается к нёбу в спокойном состоянии, а его движения во время речи сложно различимы для обывателя. Специалисту же очевидно, что язык – самая важная часть артикуляционного аппарата и тренировать его нужно в первую очередь.

Полезные упражнения:

  1. “Игла” – нужно высунуть язык как можно дальше, но при этом держать его в напряжении, чтобы был острый кончик. Желательно держать до 10 секунд.
  2. “Лопатка” – задача также в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, но уже в расслабленном состоянии.
  3. “Медок” – вызывает у детей небольшие трудности, но очень эффективно. Необходимо лизать верхнюю губу, но не снизу вверх, а сверху вниз.
  4. “Трубочка” – свернуть язык в трубочку, напрягая его. Чем круглее получится, тем лучше.

Также помогают щелчки и цоканье языком – это несложно и дети с удовольствием повторяют такое упражнение и дома.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Главный метод профилактики – правильное, гармоничное эмоциональное воспитание ребёнка. Не заметить признаки ФФН может либо неопытный, либо равнодушный родитель. Если ребёнку уделять достаточно времени, а ещё лучше – водить к психологу и логопеду на профилактические осмотры, никакие приобретённые нарушения ему не грозят.

При наличии терапии и формирования речи у ребёнка на всех этапах, ФФН исчезнет уже спустя несколько месяцев или полгода. Проблема решаема и вытащить малыша можно из любой степени.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонематическое нарушение речи (ФНР)

Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

  • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
  • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

  • Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
  • Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
  • Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
  • При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

  • Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
  • Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.
Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

Учебно-методический материал по логопедии: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМАТИКА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМАТИКА  ФОНЕТИКО-                    

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

     Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

     Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

     По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

     Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

     Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

     У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

     Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

     Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

  1. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

     В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько

состояний:

— трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

— при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

— невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
     Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа до 16, 20. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчётливый звук. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

 3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
    4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Итак, причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и (мышечного строения). Это: укороченная подъязычная связка; малоподвижный язык — большой; слишком маленький и узкий язык; дефекты строения челюсти: прогнатия;  прогения; открытый прямой прикус; открытый боковой прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение неба: готическое — узкое, высокое; низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.

     К функциональным причинам относятся: неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом; подражание людям с неясной и косноязычной речью; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти; снижение слуха.

     Правильное определение причин нарушения звукопроизношения помогает

определить методику работы с детьми.

Мой Логопед — Отличия ФНР от ФФНР

Чем отличается ФНР от ФФНР?

 

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

 

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

 

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

 

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

 

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

 

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

 

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

 

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

 

При ФФНР происходит полная  замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

 

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

 

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

 

Развивать фонематический слух в играх.

 

Примеры игр:

 

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

 

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

 

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

 

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [Р].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [Р] .

 

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

 

* Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

 

* Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [р], [у], [к] [а]. Ребенок собирает звуки в слово.

Игры на развитие речевого слуха

Еще про ФФНР

Какие нарушения звукопроизношения встречаются?

Автор статьи Наталия Сидорова

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в логопедии

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является актуальной проблемой на сегодняшний день. Это отклонение характеризуется неправильным воспроизведением звуков при нормальных интеллектуальных способностях ребенка и хорошем слухе. У детей с ФФН отмечаются искажение, смещение и замена звуков, неправильное построение слогов в словах, незначительные нарушения лексики и грамматики в речи. Обследование, проводимое логопедом, включает изучение восприятия речи, возможности ребенка к произношению звуков, построению слогов в словах, связности предложений. При обнаружении ФФН ребенку требуется коррекция речевых дефектов.

СодержаниеСвернуть

Понятие и характеристика ФФН, классификация

ФФНР нарушение – звуковой стороны речи

Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Причины и факторы возникновения ФФН:

  • Травмы головы во время родов.
  • Отсутствие занятий с ребенком.
  • Стрессовые ситуации.
  • Проблемы психологического характера.

Сравнение фонетического и фонематического дефекта

В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.

Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.

Нарушение дифференциации звуков р и л

Классификация ФФН по степеням тяжести:

  • Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
  • Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
  • Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова. Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо. Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

  • Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
  • Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
  • Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» — «лама»).
  • У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Без коррекции ФФН у ребенка возникают затруднения в обучении, психические отклонения, сильная возбудимость, раздражительность.

Диагностические мероприятия

При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.

Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:

  • Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
  • Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).

Диагностика ФФНР

Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме. Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.

Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.

Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние голосовых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.

Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений. Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений.

Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.

Коррекция речевой дисфункции

Индивидуальное занятие с логопедом

После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.

Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.

Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.

Цели терапии ФФН:

  • Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
  • Сформированный анализ и синтез речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Появление связной речи.
  • Правильное составление словосочетаний и предложений.
  • Обучение правильному письму, чтению.
  • Улучшение внимания и памяти.

Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки. Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом. Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.

Занятие на развитие мелкой моторики

Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.

Коррекцию рекомендуется проводить до поступления в школу, чтобы расстройства речи не нарушали психическое здоровье пациента, не мешали обучению.

Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии

При своевременной логопедической помощи прогноз для ФФНР благоприятный. Скорректировать дефекты речи можно за 1-12 месяцев, в зависимости от выраженности симптоматики. Успех в лечении ФФНР зависит от правильных действий родителей, а также квалификации логопеда.

Профилактические мероприятия ФФНР в логопедии включают планирование беременности, исключение контактов беременной с инфекционными больными на протяжении всего периода вынашивания ребенка. Женщине во время беременности следует исключить употребление спиртных напитков, курения, избегать стрессовых ситуаций. Причиной появления нарушений развития речи у ребенка могут быть операции во время беременности, стремительные или длительные роды, а также начало родов раньше срока. При возникновении осложнений беременности нужно обязательно обратиться к гинекологу для обследования и лечения.

Важным фактором формирования речи считается нормальная психологическая обстановка в семье. Если у родителей возникают конфликты, ребенок может отреагировать на это нарушением речевой функции. Благоприятно влияют на развитие речи регулярные занятия с ребенком, чтение книг, обучение письму и другие мероприятия.

Совместное чтение с ребенком

Провоцирующим фактором ФФНР может стать алкоголизм у одного из родителей, а также наркомания. Ребенок при этом испытывает стресс, который сильно мешает его развитию. Следует оказать психологическую помощь семье, а также провести лечение алкоголизма и наркомании.

Когда у дошкольника или школьника выявлены проявления задержки и недоразвития речевой функции, то следует самостоятельно обратиться к логопеду как можно раньше. После того как он проведет обследование и подтвердит, что это ФФНР, будут назначены коррекционные занятия. Лечение считается наиболее эффективным при раннем обращении пациентов.

Заключение

Речевое развитие имеет большое значение, так как оно позволяет нормально развиваться ребенку, дает возможность общаться со сверстниками. При наличии характеристик нарушения фонетики у пациента снижается возможность качественно обучаться. Пациент с ФФНР не способен нормально воспринимать речь, затрудняется выразить свои мысли. ФФН может помешать нормальной жизни ребенка, привести к несостоятельности во взрослом возрасте, поэтому очень важно проводить коррекцию недостатка речевой функции своевременно.

причины, симптомы, диагностика и лечение

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:

  • замены одних звуков другими;
  • смешения и искажения звуков;
  • перестановки слоговой структуры слова;
  • упрощения слоговой структуры слова;
  • неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.

Содержание статьи:

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. ФФН является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста.

Классификация фонетико-фонематического недоразвития

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ФФН у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень:

  • легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
  • средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чёткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;
  • тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Главные особенности ФФН

При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.

На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.

Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.

На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ([р] на [л], [с] на [т] и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ([т´] вместо [с´], [ч], [ш]).

Для третьего уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягчённого [ч]. В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме.

Также в логопедической практике выделяют ещё и четвёртый уровень, который характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:

  • неполноценная речевая деятельность;
  • недостаточная устойчивость внимания или ограниченные возможности его распределения;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • соматическая ослабленность;
  • отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Методы диагностики при ФФН

Во время обследования ребенка логопед старается определить причину возникновения речевых нарушений, собирая данные о наличии патологий при беременности и родах у матери, а также о нарушениях процессов физического и психического развития ребенка. Затем пациента с ФФН обследуют другие специалисты на выявление нарушений слуха, неврологических процессов, а также на наличие общих заболеваний.

После чего врач проводит исследование состояния и моторики артикуляционного аппарата, оценивая состояние голосовых и дыхательных функций. Также осуществляется проверка звукопроизношения на наличие таких нарушений, как:

  • замена;
  • смешение;
  • искажение;
  • отсутствие звуков;
  • трудности с различением оппозиционных фонем;
  • невозможность воспроизведения слов различного слогового состава.

Особое внимание при ФФН врач уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ФФН диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи.

Для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:

  • артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
  • этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словаря;
  • развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
  • развитие связной речи;
  • овладение элементарными навыками чтения и письма;
  • развитие психологических предпосылок к обучению.

Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

  • проводить диагностику перинатальной патологии плода;
  • следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;
  • улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;
  • следить за речью ребенка и за речевым окружением.

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.

Классификация нарушений речи — логопомощник

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе
психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие
группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на
два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые
называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2)
структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые
в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть
дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а)
голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в)
интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти
расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в
зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений,
для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении
силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена
органическими или функциональными расстройствами голосообразующего
механизма центральной или периферической локализации и возникать на
любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав
ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой
программы, является центрально обусловленной, может быть органической
или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы,
является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой,
монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной,
напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти
явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в
терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически
ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками,
спотыкание

Нарушение речи

Основная статья: Речевая и языковая патология

Нарушения речи или Нарушения речи — это тип коммуникативных расстройств, при которых нарушается «нормальная» речь. Это может означать заикание, шепелявость и т. Д. Тот, кто не может говорить из-за нарушения речи, считается немым.

Классификация

Классификация речи на нормальную и неупорядоченную более проблематична, чем может показаться на первый взгляд. По строгой классификации [ требуется цитата ] , только от 5% до 10% от [ какой? ] население имеет вполне нормальную (по всем параметрам) манеру разговора и здоровый голос; все остальные страдают тем или иным расстройством.

  • Заикание затрагивает примерно 1% [ какой? ] взрослого населения. [ необходима ссылка ]
  • Беспорядок, расстройство речи, похожее на заикание.
  • Диспросодия — самое редкое неврологическое расстройство речи. Для него характерны изменения в интенсивности, времени сегментов произнесения, а также в ритме, каденции и интонации слов. Изменения продолжительности, основной частоты и интенсивности тонических и атонических слогов произносимых предложений лишают конкретную речь человека ее характеристик.Причина диспрозодии обычно связана с неврологическими патологиями, такими как сосудистые нарушения головного мозга, краниоэнцефальные травмы и опухоли головного мозга. [1]
  • Немота — полная неспособность говорить
  • Расстройства звуков речи связаны с трудностями при воспроизведении определенных речевых звуков (чаще всего определенных согласных, таких как / s / или / r /), и подразделяются на нарушения артикуляции (также называемые фонетическими нарушениями) и фонематические нарушения. Расстройства артикуляции характеризуются трудностями в обучении издавать звуки физически.Фонематические расстройства характеризуются трудностями в изучении звуковых различий языка, поэтому один звук может использоваться вместо многих. Однако нередки случаи, когда один человек имеет смешанное звуковое расстройство речи с фонематическим и фонетическим компонентами.
  • Нарушения голоса — это нарушения, часто физические, которые связаны с функцией гортани или вокальным резонансом.
  • Дизартрия — это слабость или паралич речевых мышц, вызванная повреждением нервов и / или головного мозга.Дизартрия часто вызывается инсультами, болезнью Паркинсона, БАС, травмами головы или шеи, хирургическим несчастным случаем или церебральным параличом.
  • Апраксия речи может быть результатом инсульта или быть следствием развития и включает непоследовательное воспроизведение речевых звуков и перестановку звуков в слове («картофель» может стать «топато», а затем «тотапо»). Создание слов становится более трудным с усилием, но обычные фразы могут иногда произноситься спонтанно без усилий. В настоящее время считается маловероятным, что детская апраксия речи и приобретенная апраксия речи — это одно и то же [ необходима цитата ] , хотя у них много общих характеристик.

Существует три разных уровня классификации при определении степени и типа речевого расстройства и надлежащего лечения или терапии: [2]

  1. Звуки, которые может издавать пациент
    1. Phonemic — легко изготовить; используется осмысленно и контрастно
    2. Фонетический — производится только по запросу; не используется последовательно, осмысленно или контрастно; не используется в связной речи
  2. Стимулируемые звуки
    1. Легко возбуждаемый
    2. Стимулируется после демонстрации и исследования (т.е. с депрессором языка)
  3. Звук не воспроизводится
    1. Не может производиться добровольно
    2. Производство не наблюдалось

Причины

Во многих случаях причина неизвестна. Однако существуют различные известные причины дефектов речи, такие как «потеря слуха, неврологические расстройства, травмы головного мозга, умственная отсталость, злоупотребление наркотиками, физические нарушения, такие как расщелина губы и неба, а также злоупотребление голосом или неправильное использование». [3] В некоторых случаях причиной может быть жестокое обращение с детьми. [4]

Лечение

Многие из этих типов расстройств можно вылечить с помощью логопеда, но другие требуют медицинской помощи врача-фониатра. Другие методы лечения включают коррекцию органических состояний и психотерапию. [5]

В Соединенных Штатах детей школьного возраста с расстройствами речи часто помещают в специальные образовательные программы. Более 700 000 учащихся, участвовавших в программах специального образования государственных школ в 2000-2001 учебном году, были отнесены к категории лиц с дефектами речи или языка.Эта оценка не включает детей, у которых проблемы с речью / языком являются вторичными по сравнению с другими состояниями, такими как глухота «. [3] Многие школьные округа предоставляют учащимся логопедические услуги в школьные часы, хотя при определенных условиях могут быть уместны расширенные дневные и летние услуги. обстоятельства.

Пациенты будут лечиться в группах, в зависимости от типа заболевания. Команда может включать; SLP, специалисты, семейные врачи, учителя и родители / члены семьи.

Социальные последствия нарушений речи

Страдание речевым расстройством может иметь негативные социальные последствия, особенно среди маленьких детей. Люди с нарушением речи могут стать объектами издевательств из-за своего расстройства. Издевательства могут привести к снижению самооценки. В более позднем возрасте издевательства реже переживаются среди населения в целом, поскольку люди с возрастом становятся более понимающими.

Нарушения речи

Языковые расстройства обычно считаются отличными от речевых расстройств, хотя они часто используются как синонимы.

Речевые расстройства относятся к проблемам с воспроизведением звуков речи или с качеством голоса, при которых языковые расстройства обычно представляют собой нарушение понимания слов или способности использовать слова и не имеют отношения к производству речи. [6]

См. Также

Список литературы

Внешние ссылки

v · d · e Эмоциональные и поведенческие расстройства (F90 – F98, 312–314)
Эмоциональное и поведенческое

dsrd (о, п, м, п, а, д, с), sysi / epon, spvo

proc (eval / thrp), лекарство (N5A / 5B / 5C / 6A / 6B / 6D)

v · d · e Симптомы и признаки: речь и голос / Симптомы, связанные с головой и шеей (R47 – R49, 784)
Афазия / дисфазия
Другие нарушения речи
Символические дисфункции
Помехи голоса
Другое

dsrd (о, п, м, п, а, д, с), sysi / epon, spvo

proc (eval / thrp), лекарство (N5A / 5B / 5C / 6A / 6B / 6D)

noco / cofa (c) / cogi / tumr, sysi

,

определение нарушения речи и синонимы нарушения речи (английский)

Основная статья: Речь и языковая патология

Нарушения речи или Нарушения речи — это тип коммуникативных расстройств, при которых нарушается «нормальная» речь. Это может означать заикание, шепелявость и т. Д. Тот, кто не может говорить из-за нарушения речи, считается немым.

Классификация

Классификация речи на нормальную и неупорядоченную более проблематична, чем может показаться на первый взгляд.Согласно строгой классификации [ необходима цитата ] , только от 5% до 10% населения имеют совершенно нормальную манеру речи (по всем параметрам) и здоровый голос; все остальные страдают тем или иным расстройством.

  • Заикание поражает примерно 1% взрослого населения. [ необходима ссылка ]
  • Беспорядок, расстройство речи, имеющее сходство с заиканием.
  • Диспросодия — редчайшее неврологическое расстройство речи.Для него характерны изменения в интенсивности, времени сегментов произнесения, а также в ритме, каденции и интонации слов. Изменения продолжительности, основной частоты и интенсивности тонических и атонических слогов произносимых предложений лишают конкретную речь человека ее характеристик. Причина диспрозодии обычно связана с неврологическими патологиями, такими как сосудистые нарушения головного мозга, краниоэнцефальные травмы и опухоли головного мозга. [1]
  • Немота — полная неспособность говорить
  • Расстройства звуков речи связаны с трудностями при воспроизведении определенных речевых звуков (чаще всего определенных согласных, таких как / s / или / r /), и подразделяются на нарушения артикуляции (также называемые фонетическими нарушениями) и фонематические нарушения.Расстройства артикуляции характеризуются трудностями в обучении издавать звуки физически. Фонематические расстройства характеризуются трудностями в изучении звуковых различий языка, поэтому один звук может использоваться вместо многих. Однако нередки случаи, когда один человек имеет смешанное звуковое расстройство речи с фонематическим и фонетическим компонентами.
  • Нарушения голоса — это нарушения, часто физические, которые связаны с функцией гортани или вокальным резонансом.
  • Дизартрия — это слабость или паралич речевых мышц, вызванные повреждением нервов и / или мозга.Дизартрия часто вызывается инсультами, болезнью Паркинсона, БАС, травмами головы или шеи, хирургическим несчастным случаем или церебральным параличом.
  • Апраксия речи может быть результатом инсульта или быть следствием развития и включает непоследовательное воспроизведение речевых звуков и перестановку звуков в слове («картофель» может стать «топато», а затем «тотапо»). Создание слов становится более трудным с усилием, но обычные фразы могут иногда произноситься спонтанно без усилий. В настоящее время считается маловероятным, что детская апраксия речи и приобретенная апраксия речи — это одно и то же [ необходима цитата ] , хотя у них много общих характеристик.

Существует три разных уровня классификации при определении степени и типа речевого расстройства и надлежащего лечения или терапии: [2]

  1. Звуки, которые может издавать пациент
    1. Phonemic — простое изготовление; используется осмысленно и контрастно
    2. Фонетическая — производится только по запросу; не используется последовательно, осмысленно или контрастно; не используется в связной речи
  2. Стимулируемые звуки
    1. Легко возбуждаемый
    2. Стимулируется после демонстрации и исследования (т.е. с депрессором языка)
  3. Звук не воспроизводится
    1. Не может производиться добровольно
    2. Производство не наблюдалось

Причины

Во многих случаях причина неизвестна. Однако существуют различные известные причины нарушения речи, такие как «потеря слуха, неврологические расстройства, травмы головного мозга, умственная отсталость, злоупотребление наркотиками, физические нарушения, такие как расщелина губы и неба, а также злоупотребление голосом или неправильное использование».» [3] В некоторых случаях причиной может быть жестокое обращение с детьми. [4]

Лечение

Многие из этих типов расстройств можно вылечить с помощью логопеда, но другие требуют медицинской помощи врача-фониатра. Другие методы лечения включают коррекцию органических состояний и психотерапию. [5]

В Соединенных Штатах детей школьного возраста с расстройствами речи часто помещают в специальные образовательные программы. Дети, которым трудно научиться говорить, часто испытывают постоянные трудности в общении в дополнение к академическим трудностям [6] .Более 700 000 учащихся, участвовавших в программах специального образования государственных школ в 2000-2001 учебном году, были отнесены к категории лиц с дефектами речи или языка. Эта оценка не включает детей, у которых речевые и языковые нарушения вторичны по сравнению с другими заболеваниями, такими как глухота «. [3] Многие школьные округа предоставляют учащимся логопедические услуги в школьные часы, хотя при определенных условиях могут быть уместны расширенные дневные и летние услуги. обстоятельства.

Пациенты будут лечиться в группах, в зависимости от типа заболевания. В команду могут входить SLP, специалисты, семейные врачи, учителя и члены семьи.

Социальные эффекты

Страдание речевым расстройством может иметь негативные социальные последствия, особенно среди маленьких детей. Люди с нарушением речи могут стать объектами издевательств из-за своего расстройства. Издевательства могут привести к снижению самооценки. В более позднем возрасте издевательства реже переживаются среди населения в целом, поскольку люди с возрастом становятся более понимающими.

Нарушения речи

Языковые расстройства обычно считаются отличными от речевых расстройств, хотя они часто используются как синонимы.

Речевые расстройства относятся к проблемам с воспроизведением звуков речи или с качеством голоса, при которых языковые расстройства обычно представляют собой нарушение понимания слов или способности использовать слова и не имеют отношения к производству речи. [7]

См. Также

Список литературы

  1. ^ Pinto JA, Corso RJ, Guilherme AC, Pinho SR, Nóbrega Mde O (март 2004 г.). Информация об инвалидности: информационный бюллетень о речевых и языковых расстройствах (FS11)

Внешние ссылки

,

Расстройства звуковой системы — Логопедия

Расстройства звука речи — это расстройства речи, при которых некоторые звуки речи (называемые фонемами) на родном языке ребенка (или иногда взрослого) либо не воспроизводятся, либо воспроизводятся неправильно, либо используются неправильно.

Ошибки, производимые детьми с нарушениями речевого звука, обычно делятся на четыре категории:

  • Пропуски: Некоторые звуки не воспроизводятся — целые слоги или классы звуков могут быть удалены; е.g., fi — рыба или at — кошка.
  • Дополнения (или комиссии): к предполагаемому слову добавляется дополнительный звук или звуки.
  • Искажения: Звуки немного изменены, так что предполагаемый звук может быть распознан, но звучит «неправильно» или может не походить на какой-либо звук на языке. Самый известный пример искажения — это шепелявость.
  • Замены: один или несколько звуков заменяются другим; например, wabbit для кролика или пакля для коровы.

Обратите внимание, что иногда, даже для экспертов, сказать, какой именно тип был создан, неочевидно — некоторые искаженные формы / r / могут быть ошибочно приняты за / w / случайным наблюдателем, но на самом деле могут быть не звуковыми, а где-то в между.Кроме того, детей с серьезными нарушениями речи может быть трудно понять, из-за чего трудно сказать, какое слово на самом деле было предназначено, и, следовательно, что на самом деле не так.

Существует три различных уровня классификации при определении величины и типа производимой ошибки:

  1. Звуки, которые может издавать пациент
    1. A: Фонематика — легко производится; используется осмысленно и контрастно
    2. B: Фонетический — производится только по запросу; не используется последовательно, осмысленно или контрастно; не используется в связной речи
  • Стимулируемые звуки
    1. A: легко возбуждаемый
    2. B: Стимулируемый после демонстрации и исследования (т.е. с прижимом для языка)
    1. Звук не воспроизводится
      1. A: Не может производиться добровольно
      2. B: Производство не наблюдалось
        1. Обратите внимание, что пропуски не означают, что звук не может воспроизводиться, и некоторые звуки могут воспроизводиться легко или часто, когда они появляются вместе с некоторыми другими звуками: кто-то может сказать «s» и «t» отдельно, но не «st». , «или может издавать звук в начале слова, но не в конце.Величина проблемы часто будет различаться для разных звуков из одного динамика.

          Классификация

          Расстройства звука речи можно разделить на два основных типа: расстройства артикуляции (также называемые фонетические расстройства ) и фонематические расстройства (также называемые фонетическими расстройствами ). Однако у некоторых может быть смешанное расстройство, при котором существуют проблемы с артикуляцией и фонологические проблемы. Хотя нарушения звука речи связаны с детством, около остаточных ошибок могут сохраняться и в зрелом возрасте.

          Расстройства суставов

          Расстройства артикуляции (также называемые фонетическими расстройствами или просто «артикуляционными расстройствами» для краткости) основаны на трудности обучения физическому воспроизведению заданных фонем. Расстройства артикуляции связаны с основными артикуляторами: губами, зубами, альвеолярным гребнем, твердым нёбом, велумом, голосовой щелью и языком. Если нарушение имеет какое-либо отношение к любому из этих артикуляторов, то это нарушение артикуляции. Ошибок обычно меньше, чем при фонематическом расстройстве, а искажения более вероятны (хотя могут присутствовать любые пропуски, дополнения и замены).Их часто лечат, обучая ребенка физически воспроизводить звук и заставляя практиковать его воспроизведение, пока он (надеюсь) не станет естественным. Расстройства артикуляции не следует путать с нарушениями моторной речи, такими как дизартрия (при которой имеется фактический паралич речевой мускулатуры) или Апраксия речи детства (при которой двигательное планирование серьезно нарушено).

          Фонематические расстройства

          При фонематическом расстройстве (также называемом фонологическим расстройством) у ребенка возникают проблемы с изучением звуковой системы языка, поскольку он не может распознать, какие звуки контрастируют со значением.Например, звуки / k / и / t / могут не распознаваться как имеющие разные значения, поэтому «зов» и «высокий» можно рассматривать как омофоны, оба произносятся как «высокий». Это называется коллапсом фонемы , и в некоторых случаях многие звуки могут быть представлены одним — например, / d / может заменить / t /, / k / и / g /. В результате количество звуков ошибки часто (хотя и не всегда) больше, чем при нарушениях артикуляции, и замены обычно являются наиболее частой ошибкой. Для лечения фонематических расстройств часто используются минимальные пары (два слова, которые отличаются только одним звуком), чтобы привлечь внимание ребенка к различию и его влиянию на общение.

          Некоторым детям с фонематическими расстройствами может казаться, что они способны слышать различия фонем в речи других, но не в своей собственной. «Вы сказали« фис », разве вы не имели в виду« рыба »?» На что ребенок отвечает: «Нет, я не сказал« фис », я сказал« фис »». В некоторых случаях звуки, издаваемые ребенком, на самом деле акустически различаются, но не настолько значительны, чтобы их могли различить другие — по иронии судьбы, потому что эти звуки фонемно не уникальны для носителей языка.

          Расстройства смешанного звука речи

          В некоторых случаях фонетические и фонематические ошибки могут сосуществовать в одном человеке.В таком случае основное внимание обычно уделяется фонологическому компоненту, но может потребоваться артикуляционная терапия как часть процесса, поскольку обучение ребенка использованию звука непрактично, если ребенок не знает, как его воспроизводить.

          Остаточные ошибки

          Несмотря на то, что большинство нарушений звука речи можно успешно лечить в детстве, а некоторые могут даже перерасти их самостоятельно, ошибки иногда могут сохраняться и во взрослой жизни. Такие постоянные ошибки называются «остаточными ошибками» и могут оставаться на всю жизнь.

          Причины

          Большинство нарушений звука речи возникают без известной причины. Ребенок может не научиться правильно издавать звуки (иногда из-за частых ушных инфекций) или может не выучить правила звуков речи самостоятельно. У этих детей могут быть проблемы с речевым развитием, что составляет

          .

          Wikizero — Нарушение звука речи

          Нарушение звука речи
          Специальность Патолог, речевой язык

          A Нарушение звука речи ( SSD ) — нарушение речи, при котором некоторые звуки речи (так называемые фонемы) на языке ребенка (а иногда и взрослого) не воспроизводятся, не воспроизводятся правильно или используются неправильно. Термин «затяжное фонологическое развитие» иногда предпочтительнее при описании детской речи, чтобы подчеркнуть продолжающееся развитие и одновременно признать задержку.

          Классификация [править]

          Расстройства звука речи можно разделить на два основных типа: расстройства артикуляции (также называемые фонетические расстройства ) и фонематические расстройства (также называемые фонологическими расстройствами ). Однако у некоторых может быть смешанное расстройство, при котором существуют проблемы с артикуляцией и фонологические проблемы. Хотя нарушения звука речи связаны с детством, около остаточных ошибок могут сохраняться и в зрелом возрасте.

          Расстройства артикуляции [править]

          Расстройства артикуляции (также называемые фонетическими расстройствами, или просто «артикуляционными расстройствами» для краткости) основаны на трудностях в обучении физическому воспроизведению заданных фонем. Расстройства артикуляции связаны с основными артикуляторами: губами, зубами, альвеолярным гребнем, твердым нёбом, велумом, голосовой щелью и языком. Если расстройство имеет какое-либо отношение к любому из этих артикуляторов, то это нарушение артикуляции. Ошибок обычно меньше, чем при фонематическом расстройстве, а искажения более вероятны (хотя могут присутствовать любые пропуски, дополнения и замены).Их часто лечат, обучая ребенка физически воспроизводить звук и заставляя практиковать его воспроизведение, пока он (надеюсь) не станет естественным. Расстройства артикуляции не следует путать с нарушениями моторной речи, такими как дизартрия (при которой имеется фактический паралич речевой мускулатуры) или вербальная диспраксия, связанная с развитием (при которой значительно нарушается двигательное планирование).

          Фонематические расстройства [править]

          При фонематическом расстройстве (также называемом фонологическим расстройством) у ребенка возникают проблемы с изучением звуковой системы языка, поскольку он не может распознать, какие звуковые контрасты также противопоставляют значение.Например, звуки / k / и / t / могут не распознаваться как имеющие разные значения, поэтому «зов» и «высокий» можно рассматривать как омофоны, оба произносятся как «высокий». Это называется сворачиванием фонемы , и в некоторых случаях многие звуки могут быть представлены одним — например, / d / может заменить / t /, / k / и / g /. В результате количество звуков ошибки часто (хотя и не всегда) больше, чем при нарушениях артикуляции, и замены обычно являются наиболее частой ошибкой. Фонематические расстройства часто лечат с использованием минимальных пар (двух слов, которые отличаются только одним звуком), чтобы привлечь внимание ребенка к различию и его влиянию на общение.

          Некоторым детям с фонематическими расстройствами может казаться, что они способны слышать различия фонем в речи других, но не свою собственную. Это называется феноменом fis и основан на сценарии, в котором логопед скажет: «Вы сказали« fis », не имеете ли вы в виду« рыба »?» На что ребенок отвечает: «Нет, я не сказал« фис », я сказал« фис »». В некоторых случаях звуки, издаваемые ребенком, на самом деле акустически различаются, но недостаточно для того, чтобы другие могли различить [1] — потому что эти звуки не являются фонематически уникальными для носителей языка.

          Хотя фонематические расстройства часто считаются языковыми расстройствами, поскольку затрагивается языковая система, они также являются расстройствами звука речи, поскольку ошибки связаны с использованием фонем. Это отличает их от , специфического языкового нарушения , которое в первую очередь является нарушением синтаксиса (грамматики) и использования языка, а не звуковой системы. Однако они могут сосуществовать, затрагивая одного и того же человека.

          Другие расстройства могут быть связаны с различными способами произношения согласных.Некоторые примеры — скольжения и жидкости. Скольжение происходит, когда артикуляционная поза постепенно меняется с согласной на гласную. Жидкости могут включать / l / и / ɹ /.

          Нарушения звука смешанной речи [править]

          В некоторых случаях фонетические и фонематические ошибки могут сосуществовать в одном человеке. В таком случае основное внимание обычно уделяется фонологическому компоненту, но может потребоваться артикуляционная терапия как часть процесса, поскольку обучение ребенка использованию звука непрактично, если ребенок не знает, как его воспроизводить.

          Остаточные ошибки [править]

          Несмотря на то, что большинство нарушений звука речи можно успешно лечить в детстве, а некоторые могут даже перерасти их самостоятельно, ошибки иногда могут сохраняться и во взрослом возрасте, а не только не соответствовать возрасту. Такие постоянные ошибки называются «остаточными ошибками» и могут оставаться на всю жизнь.

          Презентация [править]

          Ошибки, производимые детьми с нарушениями звука речи, обычно делятся на четыре категории:

          • Пропуски: некоторые звуки не воспроизводятся — целые слоги или классы звуков могут быть удалены; е.g., fi — рыба или at — кошка.
          • Дополнения (или Epentheses / Commission): к предполагаемому слову добавляется дополнительный звук или звуки; например пух-переулок для самолета.
          • Искажения: Звуки немного изменены, так что предполагаемый звук может быть распознан, но звучит «неправильно» или может не походить на какой-либо звук на языке.
          • Замены: один или несколько звуков заменяются другим; например, wabbit для кролика или пакля для коровы.

          Иногда, даже для экспертов, сказать, какой именно тип был сделан, не очевидно — некоторые искаженные формы / ɹ / могут быть ошибочно приняты за / w / случайным наблюдателем, но на самом деле могут быть не звуковыми, а где-то посередине ,Кроме того, детей с серьезными нарушениями речи может быть трудно понять, из-за чего трудно сказать, какое слово на самом деле было предназначено, и, следовательно, что на самом деле не так. Некоторые термины могут использоваться для описания более чем одной из вышеперечисленных категорий, например, lisp, который часто является заменой / s / на / θ / (подстановка), но может быть искажением, создавая / s / сразу после зубы, что приводит к звуку где-то между / s / и / θ /.

          Существует три различных уровня классификации при определении величины и типа производимой ошибки:

          1. Звуки, которые может издать пациент
            1. A: Фонематический — можно легко произвести; используется осмысленно и контрастно
            2. B: Фонетический — производится только по запросу; не используется последовательно, осмысленно или контрастно; не используется в связной речи
          2. Стимулируемые звуки
            1. A: Легко возбуждаемые
            2. B: Стимулируемые после демонстрации и исследования (т.е.е. с депрессором языка)
          3. Звук не может воспроизводиться
            1. A: Не может быть произведен добровольно
            2. B: Производство никогда не наблюдалось

          Обратите внимание, что пропуски не означают, что звук не может воспроизводиться, и некоторые звуки могут воспроизводиться легче или чаще при появлении с некоторыми другими звуками: кто-то может произносить «s» и «t» отдельно, но не «st», или может издавать звук в начале слова, но не в конце.Величина проблемы часто будет различаться для разных звуков из одного динамика.

          Большинство нарушений звука речи возникают без известной причины. Ребенок может не научиться правильно издавать звуки или не может самостоятельно выучить правила речи. У этих детей может быть проблема с речевым развитием, что не всегда означает, что они просто перерастут ее сами. У многих детей со временем появляются речевые звуки, но те, кто не часто нуждаются в услугах логопеда, чтобы выучить правильные звуки речи. [требуется уточнение ]

          Некоторые звуковые ошибки речи могут быть результатом других синдромов или расстройств, таких как:

          Диагноз [править]

          У типичного 2-летнего ребенка около 50% речи может быть разборчивым , Речь четырехлетнего ребенка в целом должна быть разборчивой, а семилетний должен уметь четко произносить большинство слов в соответствии с общественными нормами для его возраста. Неправильное произношение некоторых трудных звуков ([l], [ɹ], [s], [z], [θ], [ð], [t͡ʃ], [d͡ʒ] »и [ʒ]] может быть нормальным до 8 лет. ,Дети с нарушением звука речи имеют трудности с произношением, не соответствующие их возрасту, и эти трудности не вызваны проблемами со слухом, врожденными деформациями, двигательными нарушениями или избирательным мутизмом. [2]

          Диагностические критерии DSM-5 следующие: [2]

          • A. Постоянные трудности с воспроизведением звука речи, которые мешают разборчивости речи или препятствуют вербальной передаче сообщений.
          • B. Нарушение вызывает ограничения в эффективном общении, которые мешают участию в общественной жизни, академической успеваемости или профессиональной деятельности, индивидуально или в любой комбинации.
          • C. Симптомы появляются в раннем периоде развития.
          • D. Трудности не связаны с врожденными или приобретенными состояниями, такими как церебральный паралич, расщелина неба, глухота или потеря слуха, черепно-мозговая травма или другие медицинские или неврологические состояния.

          Лечение [править]

          У большинства детей заболевание не сохраняется на протяжении всей жизни, и проблемы с речью улучшаются со временем и с лечением речи. Прогноз хуже для детей, у которых также есть языковое расстройство, так как это может указывать на нарушение обучения. a b c Американская психиатрическая ассоциация, изд. (2013). «Расстройство звука речи, 315,39 (F80.0)». Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание . Американское психиатрическое издательство. стр. 44-45.

          Дополнительная литература [редактировать]

          • Bauman-Wängler, Jacqueline Ann. (2004). Артикуляционные и фонологические нарушения: клиническое направление (2 изд.). Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 978-0-205-40248-9 . OCLC 493612551.
          • Secord, Wayne .; Бойс, Сюзанна .; Донахью, Джоанн; Фокс, Роберт; Сияй, Ричард (2007). Извлечение звуков: методы и стратегии для врача . Клифтон-Парк, штат Нью-Йорк: обучение Томсона Делмара. ISBN 978-1-4018-9725-3 . OCLC 77708677.
          • Судья, Лаура М. (2006). Коммуникационные науки и расстройства: введение . Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон / Меррил Прентис Холл.ISBN 978-0-13-113518-5 . OCLC 58563236.
          • Shriberg, Lawrence D .; Кент, Раймонд Д. (2013). Клиническая фонетика (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Образование Пирсона. ISBN 978-0-13-702106-2 . OCLC 798389609.
          • Bowen, C. (2009). Нарушения звука речи у детей. Оксфорд: Wiley-Blackwell
          • Раз, М. (1992). Как научить ребенка произносить звук «S» за 15 легких уроков. ISBN издательства GerstenWeitz 9780963542601
          • Raz, M.(1996). Как научить ребенка произносить звук «Р» за 15 легких уроков. ISBN издательства GerstenWeitz 9780963542618
          • Raz, M. (1999). Как научить ребенка произносить звук «L» за 15 легких уроков. ISBN издательства GerstenWeitz 9780963542649

          Внешние ссылки [править]

          .

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *