Как нужно правильно держать ручку: 6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка

Содержание

6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка

Последнее обновление статьи:

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

Почему возникают ошибки?

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Почему возникают ошибкиПочему возникают ошибкиВсё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Чем чревато неправильное держание карандаша?

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Чем чревато неправильное держание карандаша

Чем чревато неправильное держание карандаша

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Как держать ручку при письме?

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

Как держать ручку при письме

Как держать ручку при письме

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Салфеточный метод

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Салфеточный метод

Салфеточный метод

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Мелки

Мелки

МелкиХудожественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

Метка на пальчике

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.

Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

«Баю-бай», ручка

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.

«Баю-бай», ручка

«Баю-бай», ручка

Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

Насадка на карандаш в качестве обучающей методики

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

Насадка на карандаш в качестве обучающей методикиНасадка на карандаш в качестве обучающей методикиВ этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Правильная поза за столом

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

Правильная поза за столомПравильная поза за столомИдеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Развитие навыков мелкой моторики

Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.

Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • перекатывание бусин между пальцами;
  • нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
  • вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • пришивание пуговиц;
  • рисование;
  • выполнение различных штриховок;
  • дорисовывание узоров;
  • лепка из пластичной массы;
  • шнуровка;
  • развлечение с конструктором;
  • развлечение с пупырчатым мячом и пр.

С помощью вышеозначенных правил и рекомендаций родитель сможет развить тонкую моторику пальчиков и с лёгкостью научить ребёнка правильному положению пальцев при осуществлении письменной работы.

Таким образом, вопрос, как научить ребёнка держать карандаш или ручку, рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Однако решается эта проблема достаточно просто, но только если проявлять терпение и учитывать особенности малыша.

НИИ Эврика. Как правильно держать ручку при письме

Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на страничках нашего сайта! Многие родители не обращают внимания на то, как их чадо держит карандаш или ручку, надеясь, что школа всё исправит. Это большая ошибка. Малыша, который привык сжимать инструменты для рисования или письма в кулачке, очень тяжело переучить. Поэтому нужно ещё задолго до школы показать ребёнку, как правильно держать ручку при письме, поскольку от этого напрямую зависит скорость написания и качество усвоения материала.

Какую ручку лучше всего выбрать?

Для того чтобы малышу было удобно и комфортно писать, нужно правильно подобрать для него ручку.

Среди родителей ещё встречаются сторонники перьевых ручек, полагающие, что эти принадлежности для письма помогают вырабатывать каллиграфический почерк. Заявляем вполне авторитетно: красиво и быстро можно писать любой ручкой, будь она чернильная, шариковая или перьевая. Так что не создавайте своему карапузу дополнительных трудностей в виде чернильных клякс или поломавшегося пера.

Оптимальной считается шариковая ручка, имеющая следующие параметры:

  • длина — 15 см;
  • диаметр — не более 7 мм;
  • сечение — круглое или треугольное;
  • цвет пасты — тёмно-синий, тёмно-фиолетовый.

Не поддавайтесь на уговоры ребёнка купить «вот ту красивую с картинками» или многоцветную ручку. Короткие, рифлёные, толстые, изогнутые и другие причудливые предметы для письма, широко рекламируемые канцелярскими компаниями, только затруднят процесс формирования навыка письма.

Как нужно держать ручку?

Ручка или карандаш должны лежать на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированные сверху большим, а сбоку — указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца.

Захват ручки должен быть таким, чтобы её нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринуждённо, иначе рука быстро устанет.

Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма нужно понемногу передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. После того как написано примерно 8–10 букв, запястье тоже передвигается.

Как правильно сидеть за столом при письме?

Для красивого и правильного письма важную роль играет соблюдение следующих правил посадки за столом или партой:

  • сидеть нужно с прямой спиной, не горбясь и не перекашивая плечи;
  • ноги лучше всего поставить на специальную подставку;
  • оба локтя должны находиться на столе;
  • расстояние между краем стола и грудью — не более 2 см;
  • тетрадь нужно расположить под углом 30° так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди;
  • голова слегка наклонена вперёд, чтобы расстояние от глаз до тетради было примерно 30 см.

Мы советуем вам приобрести для малыша специальную парту с регулируемым наклоном столешницы и высотой сидения, чтобы, подрастая, карапуз по-прежнему чувствовал себя комфортно.

Как научить малыша правильно держать ручку?

Мы предлагаем вам несколько способов обучения малыша. Воспользуйтесь тем, который вам покажется наиболее интересным и действенным.

Метод «плавного сползания»

Поставьте ручку на столе вертикально. Три пальчика малыша — большой, указательный и средний — расположите на вершине ручки.

Пусть пальчики медленно сползают вниз, охватывая ручку с трёх сторон. Не дойдя 1,5–2 см до кончика, они сами займут нужное положение.

Метод «уложим ручку спать»

Скажите ребёнку, что его средний пальчик — это «кроватка», на которую мы положим ручку. Указательный пальчик будет «подушкой», а большой — «одеялом».

Кончик ручки укладываем на «подушку», безымянный и мизинец загибаем вовнутрь и начинаем писать.

Метод «комочка ваты»

Сделайте из ваты небольшой комочек, и пусть малыш прижмёт его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем.

Ручку нужно взять так, чтобы не выпустить комочек. Карапуз поневоле возьмёт её тремя оставшимися пальцами.

Метод «маленького карандаша»

Возьмите маленький карандашик или мелок. Размер его должен быть таким, чтобы не позволить малышу держать его кулаком.

Пусть карапуз порисует «коротышкой», ему придётся держать его тремя нужными пальчиками.

Когда навык отработан и закреплён, смело давайте ребёнку нормальную ручку.

Метод «играем в дартс»

Купите своему карапузу эту увлекательную игру. Только обратите внимание, чтобы в комплекте были не мячики, а дротики.

Прикрепите мишень на стену или дерево и покажите ребёнку, как нужно метать дротики. Держать дротик кулаком неудобно: он просто не полетит в цель. Поэтому кроха захватит его тремя пальцами.

В разгар игры вложите в пальцы малыша вместо дротика ручку и попросите что-либо написать. Увлекшись игрой, кроха и не заметит, что держит орудие для письма правильно.

Метод «точечка на пальчике»

Ярким маркером поставьте на верхней фаланге среднего пальца малыша яркую точку. Поясните карапузу, что это вы наметили то место, на которое должна ложиться ручка.

Кстати, на ручку вы тоже можете нанести полоску, рассказав, что ниже этой линии пальчик не должен опускаться.

Выбрав один из предложенных нами методов или перепробовав их по очереди, вы обязательно научите малыша правильно держать ручку при письме. Уделяйте этим занятиям не менее 10–15 минут ежедневно, и результат не заставит себя долго ждать.

Новинки канцелярии

Современные производители канцелярских товаров тоже не сидят сложа руки и заботятся о том, чтобы ребёнок мог быстро и без проблем научиться держать правильно ручку при письме.

Существует специальная обучающая ручка «Stаbilо LеftRight» с подсказкой для пальцев. Ручка имеет трёхгранную форму и специальные углубления, в которые очень удобно укладываются пальчики малыша. К тому же она легче, чем обычные ручки, и имеет яркий красочный дизайн. Существуют модели ручек для правшей и левшей.

Ещё одна новинка — насадка на ручку или карандаш, выполненная из мягкой пластмассы в виде различных зверюшек, рыбок или птичек. Отверстия и углубления, расположенные на насадке, делают возможным только правильный захват ручки или карандаша.

С течением времени правильный навык закрепляется в памяти ребёнка, становится привычкой. Поэтому, когда малыш будет использовать при письме другие пишущие инструменты, он автоматически будет соблюдать правильное положение кисти и пишущего инструмента при письме.

Чтобы пальчики не уставали

Не забывайте делать с малышом специальную пальчиковую гимнастику, чтобы его ручки с непривычки не уставали. Вспомните стишок из своего детства:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Пальчики свои встряхнём

И опять писать начнем.

При этом малыш должен вытянуть вперёд руки и энергично потрясти пальчиками. Можно сделать и ещё несколько упражнений для расслабления мышц рук и пальцев:

  • «Здравствуйте». Ребёнок дотрагивается большим пальцем по очереди до всех остальных, как бы кланяется и здоровается.
  • «Гуси-лебеди». Малыш делает движения кистями рук, имитируя полёт птицы.
  • «Крестики-нолики». Нужно скрещивать поочерёдно указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец.
  • «Колокольчики». Ребёнок машет кистями рук в течение 30–40 секунд.
  • «Червяк». Нужно дотянуться каждым пальцем до основания того же пальца.
  • «Играем на пианино». Малыш изображает игру на пианино на столе или в воздухе.
  • «Режем ножницами». Ребёнок соединяет пальцы в пары, а потом разводит их.
  • «Рисуем круги». Карапуз рисует в воздухе круги с помощью каждого пальца каждой руки.

Будьте терпеливы и не ругайте малыша, если у него не получается с первого раза взять ручку правильно. Напротив, хвалите кроху даже за самые небольшие успехи.

Помните, уважаемые родители, что только правильный навык держать пишущий инструмент:

  • обеспечивает свободное движение пишущей руки;
  • помогает сохранять правильную посадку;
  • предотвращает избыточное напряжение руки;
  • способствует выработке красивого, чёткого почерка;
  • будет залогом быстроты написания.

Дорогие читатели! Поделитесь своим опытом: как ваш ребёнок научился правильно держать ручку и карандаш? Если наши советы и рекомендации понравились вам, расскажите о них своим друзьям.

Желаем вам всего самого наилучшего! До свидания!

 

Как научить ребенка держать ручку. 5 простых трюков |

5 простых трюков

как научить ребенка держать ручку

Для быстрого перехода нажмите на название раздела

Казалось бы, что писать может каждый и держать ручку или карандаш это привычное дело. Но не так все просто для наших деток. Научиться правильно, держать карандаш, это не простая вещь, как может показаться на первый взгляд!

Если этого не сделать во время, то будет страдать почерк, он будет не разборчивый и неаккуратный. А рука ребенка будет быстро уставать. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше ему потребуется писать, и скорость письма будет увеличиваться. Если не правильно держать ручку, то скорость письма будет ограничена, из — за недостаточного контроля.

Поэтому на это стоит обратить внимание, и помочь ребенку.  Научить его держать ручку. Ниже представлены несколько хитрых, но простых трюков, которые помогут вашему малышу функционально держать ручку или карандаш.

Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!

Нам помогут обычные вещи, но их применение не обычное!

Как научить ребенка держать ручку весело и увлекательно.

Первый трюк — Легкий трюк с прищепкой.

Потребуется обычная бельевая прищепка, деревянная или пластиковая, не имеет значения.

Когда дети держат ручку с прищепкой, то обеспечивается физическая подсказка, которая позволяет им сгибать или закрывать свой мизинец и безымянный палец вокруг прищепки. Это в свою очередь позволяет обеспечить поддержку в письменной форме.

Это значит что средний палец, указательный палец, и большой палец свободны, и могут с точностью двигать карандаш. Большой и указательный палец — держат карандаш и двигают им, а средний палец поддерживает карандаш.


Второй трюк — Трюк с резинкой.

Здесь есть пара вариантов с резинкой.

1) Если проблемы с наклоном карандаша. ТО … Зацепите резинку вокруг карандаша, оставьте хвостик резинки

Попросите ребенка, что бы он просунул руку в резинку, так чтобы резинка оказалась на запястье.

В этом случае карандаш ребенок всегда будет держать под наклоном, как надо, так как, по- другому, резинка не даст поставить карандаш.

2) Если ручку держат более трех пальцев. В этом случае…

К концу резинки надо добавить, какой- либо элемент (брелок, бусина, пуговица и т.п), чтобы в процессе письма его зажимать мизинцем и безымянным пальцем.

Например: можно сделать такой тренажер из черной резинки для волос + синяя резинка + бусинка в виде звездочки.

Попросите ребенка, чтобы он просунул руку в черную резинку в большую дырочку, а в маленькую дырочку черной резинки вставьте карандаш.

Далее скажите ребенку, что надо зажать звездочку безымянным пальцем и мизинцем.

А большой и указательный пальцы будут управлять карандашом, а средний пальчик будет поддерживать карандаш.


Третий трюк — Трюк с салфеткой, или ватным шариком, или маленьким ластиком.

Этот вариант отлично подходит для тех деток, кто держит ручку более чем 3 пальцами.

Рассмотрим пример с салфеткой.

Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку.


Трюк четвертый — Трюк с носком или варежкой.

В этом варианте нам понадобится носок.

В носке делаем три маленькие прорези для пальчиков: большого, указательного и среднего. Если это варежка то, надо отрезать «большой пальчик», и сделать еще две небольшие дырочки.

Далее просим малыша засунуть руку в носок и вытащить три пальчика, которыми он и будет держать ручку. А безымянный палец и мизинец останутся в носке, чтобы не мешались. Носок по желанию можно украсить глазками и ушками.


Трюк пятый — Трюк с канцелярской скрепкой.

Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите ему, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».  


Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»


8 способов научить ребенка, подготовка руки к письму

Если четырёхлетнему ребёнку дать карандаш, то он наверняка возьмёт его в кулачок. Хотя в этот возрастной период подобный способ хватания письменных принадлежностей считается относительной нормой, стоит задуматься над тем, как научить ребенка правильно держать ручку.

Учим детей правильно держать ручку при письмеУчим детей правильно держать ручку при письме

Неверная привычка обязательно отразится на письме и почерке и даже успеваемости, поскольку неверный захват приводит к быстрой утомляемости, неудобству и нежеланию работать в тетрадке.

И всё же приучить ребёнка писать правильно можно, поскольку существует несколько эффективных методик, одна из которых обязательно придётся по душе будущему школьнику.

Как держать письменные принадлежности?

Вы задумывались над тем, правильно или неправильно вы берёте карандаш? У взрослых это происходит «на автомате», а вот ребёнок ещё совершенно не понимает, как правильно держать ручку.

Задача родителей – приучить дошкольника к верному способу письма и выработать автоматический навык.

Если ребёнок праворукий, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая соскальзывать. Самый большой пальчик придерживает её с левого бока. У леворукого малыша способ держания, соответственно, абсолютно зеркален.

Как держать письменные принадлежностиЧтобы проверить правильность захвата письменных принадлежностей, попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш выпадет из ладони, значит, детские пальчики расположены неправильно.

Оставшимися «без дела» пальцами малыш волен распоряжаться по своему усмотрению. Обычно мизинчик и безымянный палец прижимают к ладошке, некоторые люди при письме прячут их ближе к большому пальцу.

Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие несложные действия:

  1. Прежде всего, объясните будущему школьнику, что письменные принадлежности держат в ладони не вертикально, а под таким уклоном, чтобы верхний кончик «смотрел» на плечо.
  2. Верхняя фаланга средних пальчиков – то место, куда укладывается карандаш. Указательный «перст» должен поддерживать его с верхней стороны, а большой – с левой. Остальные пальцы прижимаются к ладошке.
  3. Располагая руку на поверхности стола, важно определить верную точку опоры. Ею служит третья фаланга мизинчика и внешняя сторона ладошки.
  4. Чтобы мышцы излишне не напрягались, нельзя чрезмерно сжимать карандаш – пальчики должны быть расслабленными. А расстояние от пальцевого захвата до окончания стержня приблизительно составляет 1,5-2 сантиметра.

Если ребёнок постоянно игнорирует эти рекомендации, обязательно напоминайте, но не говорите слово «неправильно». Лучше покажите, как нужно делать и держать.

Как держать ручку – 8 основных методов обучения

На сегодняшний день существует несколько методик, алгоритмов и способов, которые подскажут родителям, как научить ребенка правильно держать ручку. Их отличает простота, эффективность и универсальность. Вам останется только подобрать наиболее подходящий метод и приступить к обучению.

Метод № 1. Пинцетный захват

Если ребёнок всё время неправильно берёт ручку в ладонь, покажите, как действует способ пинцетного захвата.

Как держать ручкуУпражнение выглядит следующим образом: малыш держит карандаш тремя главными пальчиками за верхний кончик, а нижним ставит его перпендикулярно поверхности стола. Затем пальцы плавно двигаются вниз, пока они сами не займут идеальное положение, требуемое при письме.

Метод № 2. «Убаюкивание» ручки

Если ребёнку совсем мало лет, то с ним вполне можно поиграть в любопытную забаву. Предложите малышу представить, что ручку необходимо уложить спать в «постельку». А для этого следует уложить ей под «головку» «подушечку», а сверху накрыть «покрывалом».

Как легко догадаться, «постелька» – средний пальчик, «подушечка» – указательный пальчик, а «покрывало» – соответственно, большой палец.

Метод № 3. С помощью салфетки

Для этой методики понадобится салфетка и карандаш. Складываем этот аксессуар в несколько раз и предлагаем ребёнку прижать его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем. Оставшиеся «рабочие» пальцы выпрямляем и берём ими письменную принадлежность, как мы описывали выше. Зажатые пальчики уже не будут «мешать» правильному захвату.

Метод № 4. Дартс

Оказывается, метание дротиков также помогает вырабатывать навыки письма. Поэтому если ребёнок никак не может понять принцип захвата карандаша, постарайтесь научить его играть в такую увлекательную и динамичную игру, как дартс.

как правильно держать ручкуИзвестно, что правильное держание дротика (тремя пальчиками) существенно повышает вероятность попадания «в яблочко». Так что научив ребёнка этой игре, просто напоминайте каждый раз, когда он садится за письмо, что карандаш – тот же дротик.

Метод № 5. Специальная накладка

Сегодняшние изготовитель канцелярских товаров предлагают множество приспособлений-тренажёров, которые помогают скорее освоить умение писать. Среди них и специальные насадки на письменные принадлежности, в которых имеются выемки для пальчиков, так что взять карандаш неправильно у ребёнка попросту не получится.

Ещё один плюс подобных насадок – многообразие форм, окрасок и материалов и, конечно, разделение на тренажёры для правшей и леворуких деток.

Метод № 6. С помощью мелков

Ещё один хороший тренажёр для письма – обыкновенные пастельные мелки, разломанные на куски длиной не более 3 сантиметров. Мелки подобного размера ребёнок попросту не сможет взять в кулачок, так что ему придётся захватывать его только пальчиками.

Малыш, научившись рисовать с помощью подобного способа, с лёгкостью перейдёт на другие письменные принадлежности.

Метод № 7. Ручка-самоучка

Для учащихся писать ребятишек разработаны специальные ручки-тренажёры, которые обладают трёхгранной формой и особыми выемками для пальчиков, что существенно облегчает процесс написания.

Метод № 7. Ручка-самоучкаК тому же масса этих письменных принадлежностей чуточку меньше, чем у обычных ручек и карандашей, что также помогает будущему «писарю».

Метод № 8. Метка на пальце

Пожалуй, это наиболее простая методика. Вам нужно будет лишь нарисовать точку на пальчике – там, где обязана располагаться письменная принадлежность. Точно такую же метку, но, к примеру, в виде чёрточки вы можете оставить на расстоянии 1,5 см от кончика стержня. Объясните ребёнку, что пальчики не должны опускаться ниже этой отметки.

Подготовка детской руки к письму

Итак, ребёнок научился брать и держать карандаш в ладони, однако одного этого навыка недостаточно, чтобы писать красиво и быстро. Важно натренировать детскую ручку, а сделать это можно при помощи широко известных упражнений:

  1. Пальчиковая гимнастика. Развитие тонкой моторики и умение слышать взрослого – подобный навык крайне важен для будущего школьника. Зарядку для пальцев проводят с помощью потешек, специальных стишков.
  2. Вырезание. Заниматься играми с ножницами следует с четырёх лет, согласно правилам безопасности. Сначала необходимо вырезать хорошо очерченные фигурки, потом – со зрительным контролем без прорисовывания. Из вырезанных деталей получатся аппликации.
  3. Рисование. Раскрашивать нужно совершенно разными принадлежностями – цветными карандашами, мелом, фломастерами, акварельными красками. Это поможет сформировать способность выбирать правильный нажим.
  4. Штрихование. Видов штриховки множество – параллельная, волнистая, круговая и т.д. Важно научить ребёнка проводить чёрточки без разрыва и соблюдать определённый интервал между ними.

Подготовка детской руки к письму

Готовить руку к письму нужно одновременно с усвоением принципов правильной посадки за партой (столом).

Ребёнок должен знать, что:

  • сидят с выпрямленной спиной;
  • ноги стоят на полу;
  • наваливаться на стол нельзя;
  • локти располагаются на письменной поверхности;
  • бумажный лист кладут под уклоном в 30 градусов.

Вышеописанные рекомендации подскажут взрослым, как научить ребенка правильно держать карандаш и прочие письменные принадлежности.

Важно лишь помнить, что не следует муштровать малыша, напротив, нужно превратить обучение в весёлую забаву, чтобы вызывать искреннюю детскую заинтересованность.

Как научить ребёнка держать ручку правильно

В начальных классах дети часто неправильно держат пишущие принадлежности во время выполнения заданий на уроках. А это чревато многими проблемами в будущем. Сформировать у ребёнка правильный захват ручки и карандаша лучше ещё в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятный период для этого — 3–4 года.

Правильный захват — залог красивого почерка и свободного письма

Очень важно начать учить кроху верно захватывать письменные принадлежности ещё на стадии знакомства с ними, чтобы избежать такого неблагодарного дела, как переучивание. Если малыш неправильно берёт карандаш, это часто приводит к множеству проблем:

  • быстрой утомляемости во время выполнения письменных заданий;
  • снижению быстроты письма;
  • ухудшению зрения и осанки (поскольку часто, чтобы увидеть написанное при неправильном захвате, приходится сгибаться в неестественной позе и приближать глаза к бумаге).

Чтобы научить, как правильно держать ручку при письме, первоклассника или дошкольника, родитель должен быть сам осведомлён, как располагать пальцы на этих принадлежностях при письме. У праворуких детей пишущий предмет при должном расположении лежит на левой стороне среднего пальца; придерживает его наверху указательный палец, а слева — большой; оставшиеся пальчики прижимаются к ладони.

У леворуких детей расположение пальцев зеркально праворуким: карандаш лежит на правой части среднего пальца, справа её удерживает большой палец, а наверху — указательный.

Правильный захват ручки

Ручка должна держаться тремя пальцами

Как понять, что ребёнок неправильно держит ручку

Признаками неправильного захвата является следующее:

  • конец письменной принадлежности расположен не в направлении к плечу, а в противоположном;
  • малыш берёт пишущий предмет двумя, четырьмя пальцами или всей ладонью;
  • при письме ручка удерживается очень близко к пишущему кончику или очень далеко;
  • рука сильно напряжена.

Проверить должный захват можно и следующим образом: если оторвать от пишущего предмета указательный палец, то предмет не упадёт.

Галерея: неправильный захват ручки и карандаша

Захват ручки четырьмя пальцами
Неправильным является и захват четырьмя пальцами
Захват ручки двумя пальцами
Если ручка удерживается средним и большим пальцем — это неправильный захват
Неправильный захват ручки
При неправильном захвате ребёнку не видно за рукой, что он пишет

Как подготовить руку к захвату пишущих принадлежностей

Существует несколько способов подготовки руки к должному захвату письменных принадлежностей:

  1. Начинать знакомство малыша с инструментами изобразительной деятельности лучше с восковых мелков, разломленных на несколько маленьких частей. Поскольку малюсенькие кусочки нельзя взять в ладонь, то крохе приходится брать их тремя пальцами.
  2. Важно стимулировать ребёнка брать маленькие предметы.
  3. Обязательно нужно развивать мелкую моторику рук с помощью шнуровок, застёгивания/расстёгивания пуговиц, пальчиковой гимнастики, лепки и т. д.

Способы обучения верному захвату (простые лайфхаки, помощь резинки и других приспособлений)

Чтобы малыш быстро запомнил корректное расположение пальчиков при письме, можно использовать следующие способы:

  1. Можно вообразить, что ручка «ложится спать» на подушку, которой является верхняя часть среднего пальца, и «укрывается» покрывалом из указательного и большого пальчиков.
  2. Предложите малышу поиграть в игру «Птичка». Указательный палец — это птица, клюющая зёрнышки. Пусть малыш постучит по корпусу карандаша указательным пальцем и приговаривает: «тук-тук-тук». Впоследствии, когда он забудется и возьмёт карандаш неправильно, задайте вопрос: «А где птичка?». И он сразу вспомнит, как брать предмет.
  3. Следите, чтобы во время выполнения письменных заданий пальчики не напрягались.
  4. Напоминайте, что пальцы нужно располагать от кончика пишущего предмета на расстоянии около 2 см. Чтобы быстрее запомнить, на каком расстоянии держать ручку, можно сделать пометку на среднем пальце и пишущем предмете.
  5. Научите сына или дочь играть в дартс. При метании дротиков снаряд берётся с помощью трёх пальцев. Их расположение соответствует правильному захвату при письме. Когда малыш берёт в руки карандаш, напомните ему, что его нужно взять так же, как дротик.
  6. Расположение безымянного пальца и мизинца быстро запоминается, если между ними и ладонью вложить смятую салфетку, разрезанную на 2 части. А затем попросите обучаемого взять ручку, не уронив салфетки.
  7. Можно прикрепить ручку к запястью руки с помощью банковской резинки. Неправильное положение приведёт к дискомфорту.
  8. Можно купить тренажёр в виде насадки на письменные принадлежности или трёхгранные ручки и карандаши, которые тренируют руку малыша.
  9. Некоторые фирмы, занимающиеся изготовлением пишущих принадлежностей, выпускают специальную продукцию для обучения детей правильному захвату. Пример — серия LeftRight от Stabilo.
  10. Можно использовать «пинцетный захват». Поставить ручку вертикально кончиком на бумагу, затем ухватить его за верхушку тремя пальцами. Потом постепенно опустить пальчики вниз, сохраняя захват.

По опыту работы с детьми разных возрастов могу сказать, что при выборе принадлежностей для письма нужно ориентироваться на их возраст. Детям 3–4 лет подойдут толстые трёхгранные пишущие принадлежности. А в 4–5 лет уже можно переходить на обычные карандаши.

Галерея: способы формирования правильного захвата ручки и карандаша

Карандаш прикреплён к запястью при помощи резинки
Резинка помогает удерживать карандаш в правильном положении
рука держит карандаш с резиновой насадкой
В продаже имеется множество насадок на карандаж для формирования правильного захвата
Рука с дротиком и карандашом
Способ захвата дротика и карандаша аналогичен
Три этапа захвата карандаша с салфеткой
Зажатая между безымянным пальцем и мизинцем салфетка помогает взять ручку правильно

Видео: как научить правильно сидеть за столом и держать ручку

Видео: учимся держать ручку правильно — советы даёт нейропсихолог Светлана Циновская

Отзывы родителей

Успешность в учёбе зачастую зависит от того, насколько ребёнку легко удаётся красиво и разборчиво писать. В большинстве случаев причиной плохого почерка является неправильный захват ручки. Поэтому очень важно научить малыша как можно раньше правильно держать пишущие принадлежности.

Как научить ребенка правильно держать ручку: 8 простых способов

Содержание статьи

Некоторые родители стремятся с пеленок вырастить из своего ребенка вундеркинда. Они ищут методики обучения чтению с 2 лет, пытаются объяснить, как сыграть простую мелодию по нотам. При этом не всегда помнят, что перед письмом и рисованием нужно научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Развитие не идет задом наперед. Сначала должны сформироваться точные движения пальцев, а мелкая моторика разовьет мозг намного лучше, чем умственные упражнения, недоступные понятию младенца.

Взрослый учит ребенка писать карандашом

Взрослый учит ребенка писать карандашом

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь.  Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как  при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Совет

Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.

Ребенок учится рисовать карандашом

Ребенок учится рисовать карандашом

Первое знакомство с карандашом

Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.

Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.

  • Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
  • Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
  • Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
  • Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.

Правильное и не правильное положение ручки и карандаша

Правильное и не правильное положение ручки и карандаша

Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.

Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.

Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.

Упражнение для формирования правильного захвата карандаша

Упражнение для формирования правильного захвата карандаша

Упражнение для формирования правильного захвата

Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.

Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.

  1. Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
  2. Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
  3. Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
  4. Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
  5. Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
  6. Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
  7. Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
  8. Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.

Насадка для правильного захвата карандаша

Насадка для правильного захвата карандаша

Совет

Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.

Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.

Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.

Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:

«Чтобы буковки писать,

А не закорючки,

Нужно правильно держать

Эту ручку в ручке».

Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.

Девочка за письменным столом

Девочка за письменным столом

Как сидеть за письменным столом?

Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.

На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.

Совет

Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.

При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.

Правильное положение за столом при письме для левши и правши

Правильное положение за столом при письме для левши и правши
Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.

Ребенок учится шнуровать

Ребенок учится шнуровать

Как подготовить руку к письму?

Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.

Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести конструктор.

Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:

  • пазлы;
  • завязывание узелков, обучение основам макраме;
  • раскраски;
  • рисование различных фигур по клеточкам, точкам  или контурным линиям.

Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.

Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.

Методическая разработка (1 класс) по теме: Как научить ребёнка правильно держать ручку.

Как научить ребенка правильно держать ручку                                                                                Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.»

(Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»)

«Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть «подушечка»:

2. На эту «подушечку» укладываем ручку (рис. 2):

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.

В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда «проделали» достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.»
А ещё оказывается есть специальная «Ручка-самоучка» (Тренажёр для обучения детей правильно держать ручку во время письма, для снижения усталости при письме.)
 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Чудо-ручка)
http://pishikrasivo.ru/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku

Как правильно держать ручку | Эта страница намеренно оставлена ​​некрасивой

Вызывает тревогу количество грамотных людей, не знающих, как держать свой любимый пишущий инструмент. Отчасти это связано с тем, что родители и учителя больше озабочены написанием сценария на бумаге, чем фактическим обучением правильной технике удержания. К сожалению, большое количество учителей также не знают, как держать ручку.

Как правильно держать ручку / карандаш

Большой, указательный и средний пальцы образуют нечто вроде открытого треугольника.Указательный и большой пальцы не нужно закрывать, однако средний палец нужно немного пересечь в сторону большого пальца, чтобы образовалась «полочка». Карандаш действительно лежит на кончике среднего пальца, в то время как указательный и большой пальцы не позволяют ручке скользить по этой «полке».

Обратите внимание, как мало теперь требуется усилий, чтобы удерживать перо.

«Открытый треугольник». Обратите внимание на то, что указательный и большой пальцы действительно пишут, в то время как средний палец как бы движется вниз, поддерживая «полку».

В то время как средний палец образует «полочку» для удерживания пера, безымянный палец, мизинец и основание большого пальца создают «подушечку», на которой лежит рука.

Это ваш большой и указательный пальцы, которые на самом деле пишут, двигаясь в унисон, в то время как средний палец как бы метится под ними обоими, держа ручку к себе.

Когда указательный палец имеет этот небольшой изгиб, вы не слишком сильно нажимаете на перо. Помните, что у вас есть пальцы; не пара тисков, поэтому не обращайтесь с ними как с таковыми.

Ваш безымянный палец, мизинец и нижняя часть большого пальца создают подушечку, которая позволяет вам скользить по бумаге.

Что в этом такого?

Такая компоновка дает наибольшую ловкость при письме, требуя при этом наименьших усилий. Кроме того, я болею юношеским артритом с 12 лет, так что можете поспорить, что я буду искать наименее неудобный и наименее болезненный способ писать как можно дольше, если смогу.

Чем дольше вы пишете, тем более усталыми и напряженными будут чувствовать себя ваши пальцы, если вы неправильно держите перо.Если вы чувствуете усталость или у вас болят пальцы после того, как вы написали, кажется, короткий промежуток времени, скорее всего, вы неловко держите ручку.

Нет, но в чем дело?

В наши дни все типы. Дошло до того, что почерк, когда дело касается общения, находится примерно на том же уровне, что и ходьба, когда дело касается транспорта. Люди делают это не потому, что им нужно; они делают это, если другие формы недоступны, неприменимы или неуместны.

Это действительно позор.

Когда дело доходит до сложной речи, люди не уникальны. Множество других существ в этом мире имеют гораздо более сложные модели речи в более широком диапазоне частот, которые люди даже не могут воспринимать, не говоря уже о том, чтобы их произносить. Мы также не уникальны в нашем понимании культуры. Известно, что дельфины обычно охотятся с разными характеристиками в зависимости от области их ареала, даже если они могут быть одного вида. Точно так же волки также проявляют уникальность от стаи к стае. Один и тот же вид, разное поведение в зависимости от сообщества и местоположения.Мы называем это «культурой».

Единственная реальная разница между нами и большинством других животных — это система письма, которая позволяет нам передавать знания из поколения в поколение. В то время как другие существа в значительной степени превращаются в химические выделения, когда хотят оставить сообщение. Фактически, именно наше письмо позволило нам продвинуться так далеко, и, конечно же, помогли противопоставленные пальцы. Наша цивилизация действительно обязана своим существованием письму, а не только речи.

Теперь, когда в вашем распоряжении эти замечательные инструменты, разве вы не хотите знать, как правильно ими пользоваться?

Немного предыстории

Я левша, хотя обычно пишу правой рукой (если только я не держу чашку кофе правой или, в данном случае, телефоном, чтобы делать снимки выше).

Стало действительно очевидно, что я левша, когда несколько лет назад я почти полностью потерял левую руку из-за побочных эффектов сердечного лекарства, которое я принимал в то время. Многие вещи внезапно стали намного более неудобными, чем я ожидал, потому что… да ладно, я использовал для этого левую руку.

Я также недавно начал учиться игре на гитаре и боюсь, что мои успехи в игре на праворуких инструментах могут быть связаны не только с нехваткой свободного времени, но и из-за того, что я левша.

Когда я был в детском саду, у меня была классная учительница; наверное, лучшее, что у меня когда-либо было. Во многих смыслах она — причина того, что я являюсь тем, кем я являюсь сегодня, и на самом деле она отвечала за развитие моего любопытства и упорства, когда дело доходило до его удовлетворения. Этот аспект остался со мной по сей день, но, к сожалению, у нее был не такой уж и классный помощник.

Несмотря на то, что я левша, ассистент не столь деликатно следил за тем, чтобы я писал правой рукой, хотя мой повторный переход влево должен был быть намеком.Сама концепция писателя-левши казалась ей чуждой, и, поскольку мне было 2-3 года в то время, я не мог реально протестовать. В результате я теперь пишу в основном правой рукой. Это встречается гораздо чаще, чем многие думают.

Но она, по крайней мере, показала мне, как правильно держать карандаш, так что, думаю, я благодарен за это.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Как правильно держать карандаш или ручку

Teaching Pencil Grip and Pencil Grasp

Чтобы дети могли писать бегло, они должны хорошо владеть руками. Когда дети впервые берут в руки карандаши и мелки, необходимо четко обучать их захвату. Это можно исправить в более поздних классах, но лучше всего с самого начала выработать хорошие привычки.

Посетите наш вебинар, чтобы узнать больше о том, как помочь улучшить сцепление с дорогой

Будьте готовы! Приготовься! Получить контроль! На этом веб-семинаре «Обучение без слез» будет «на руку», чтобы научить инструкторов, как правильно держать карандаш в классе.

Участники будут изучать эффективные мультисенсорные стратегии, участвовать в увлекательных занятиях и уметь реализовывать их оба в классе.

Различные типы захватов
Age to Teach Grip
Наконечники для карандашей

Понимание руки

У руки две стороны. Первая считается «мобильной» стороной. Он включает большой, указательный и средний пальцы. Эти пальцы двигаются, когда вы пишете.Другая сторона считается «стабильной». Он включает безымянный палец и мизинец. Эти два пальца обычно сомкнуты и лежат на столе во время письма. Веб-пространство — это открытая область между большим и указательным пальцами. Это место, где карандаш должен отдыхать во время письма.

Различные типы захватов

Какая рукоятка правильная? Вот картинка. Обратите внимание, что есть выбор. Некоторым детям нравится ущипнуть пальцем и указкой. Это штатив (3 — ущипнуть большим пальцем и указателем, карандаш опирается на высокого человека).Другие, как четвероногие (4 щипка пальцем и указателем / высокий человек вместе, карандаш лежит на безымянном пальце).

Рукоятка штатива

Рукоятка штатива — это ручка для письма, в которой перо или карандаш удерживаются большим и указательным пальцами. При использовании рукоятки штатива перо или карандаш опираются на средний палец.

illustration of the tripod pencil grip and grasp

Рукоятка Quadropod

Quadropod Grip — это ручка для письма, в которой перо или карандаш удерживаются большим, указательным и средним пальцами.Ручка или карандаш опирается на безымянный палец при использовании рукоятки квадропода.

Illustration of the quadropod pencil grip and grasp

Используйте программу проверки уровня владения почерком для оценки навыков.

Проверка владения почерком

Полезный для каждого учителя и ученика, скринер представляет собой бесплатную, простую в администрировании, общеклассную оценку, которая помогает преподавателям и специалистам оценивать важнейшие и измеримые навыки, необходимые учащимся для успеха.

В каком возрасте учить карандашом

Следует активно и регулярно обучать навыкам владения мелком и карандашом. Учите хвататься с 4 лет или всякий раз, когда вам понадобятся цветные карандаши. С повторением хват становится автоматическим или привычным. Чем старше ребенок, тем сложнее изменить захват карандаша. Попробуйте сменить хват, если писать больно или если хватка делает письмо неэффективным. Используйте физические устройства только в том случае, если демонстрация и практика не помогли.

Всегда показывайте детям (особенно маленьким) правильное положение пальцев.Вы можете использовать устройства в качестве напоминаний. Лучше не использовать ручки для карандашей в детском саду, так как дети только учатся правильному хвату и только начинают писать. Доступно множество устройств. Используйте то, что подходит детям (не ограничивайте себя показанными на рисунке). Если устройство используется в школе, родителей следует обучить и отправить домой то же устройство. Одну удобно иметь дома, а другую — в школе.

Распространенные проблемы с захватом карандаша

  1. Большой палец наверху указательного пальца.
  2. Большой палец втянут под указательный палец.
  3. Захваты кулаками.
  4. Пальцы растопырены, все сжимают карандаш.
  5. Карандаши, указывающие прямо в воздух.
  6. Неудобное положение запястий.
  7. Проблемы с давлением, например, слишком жесткое или слишком мягкое.
  8. Проблемы с большими карандашами.

Наконечники для карандашей

  1. Начинающие — Избегайте специальных захватов или приспособлений для начинающих. В Pre-K и в детском саду сосредоточьтесь на развитии навыков рук и обучении детей.Используйте небольшие кусочки мела или мелка и упражнения для обучения навыкам работы с карандашом / карандашом.
  2. Растопыренные пальцы — такой нетипичный захват трудно остановить. Вы можете дать ребенку очень короткий карандаш. Просто заточите карандаш и коротко обрежьте его секатором.
  3. Карандаш, направленный вверх в воздухе. Попробуйте соединить две резиновые ленты вместе. Одна петля находится на запястье, а другая накручивается на карандаш, чтобы оттянуть ластик / карандаш назад. Доступна коммерческая версия, или вы можете сделать свою собственную с держателями для хвоста.
  4. Слишком сильное нажатие — активно продемонстрировать мягкое давление. Используйте красный или черный карандаши, чтобы сделать красные / розовые или черные / серые отметки. Поэкспериментируйте с механическими карандашами. Продемонстрируйте невидимое или очень легкое письмо. Пусть ребенок поэкспериментирует с картоном под бумагой, чтобы увидеть, сможет ли ученик избежать дырок в бумаге.
  5. Слишком мягкое нажатие — попробуйте более мягкие графитовые карандаши. Используйте копии без копировальной бумаги, чтобы увидеть, проходят ли отметки на желтой копии. Попробуйте закрасить небольшие участки очень темными красными или черными карандашами.
  6. Неудобное положение запястья — попробуйте выполнить упражнение «Прицеливание и начертание». Попробуйте наклонный стол / наклонную доску или вертикальную поверхность. Уложите бумагу так, чтобы она соответствовала руке ребенка.

«Обучение без слез» — это проверенные методы, которые помогут вам научить хвататься.

«Обучение без слез» включает в себя ряд мультисенсорных методов, соответствующих развитию, которые помогают научить детей правильному захвату. Когда дело доходит до почерка, детей нужно учить всему, в том числе тому, как сидеть, раскладывать бумагу и держать карандаш.Это физический подход к почерку. Иногда физический подход, а не буквы и цифры, заставляет ребенка бороться с почерком. Думайте об этом как об игре на музыкальном инструменте; Если вы не знаете, как правильно расположиться и держать инструмент, как вы можете играть красивую музыку? То же самое и с написанием букв и цифр. Умение расположиться и правильно держать карандаш во многом связано с умением писать разборчиво.

Посетите наш веб-семинар Get a Grip, чтобы получить советы по обучению захвату.

Чтобы получить дополнительные советы и задания по обучению захвату карандаша, загрузите наш PDF-файл здесь: Держись … Тебе нужно научить хватать!

Энни Кэссиди
Энни Кэссиди — редактор журнала «Обучение без слез».

.

3 уловки, которые помогут детям научиться правильно держать карандаш

how to hold a pencil

Рукоятка карандаша — одна из тех вещей, которую действительно сложно заново научить, если дети изначально выучили ее неправильно. Хотя каждый ребенок в конечном итоге остановится на рукоятке карандаша, которая лучше всего подходит для него или для нее, введение стандартного «штатива» (зажимание большим и указательным пальцами, опираясь на средний палец) — хорошее начало. Однако это может показаться практически невозможным, когда вы имеете дело с пяти- и шестилетними детьми, которые даже не знают, как расположить пальцы слева направо.

Учитывая сложную природу удержания карандаша и его влияние на навыки письма детей, я подумал, что поделюсь несколькими приемами на основе ОТ, чтобы вы могли помочь детям научиться правильно держать карандаш.

Уловка №1: используйте более короткие карандаши.

how to hold a pencil

Чем короче карандаш, тем меньше места для ненужных пальцев. Это в основном вынуждает детей ущипнуть большим и указательным пальцами. Вот почему в популярной программе «Почерк без слез» используются короткие карандаши собственной марки, однако карандаши для гольфа тоже подойдут.Вот почему эрготерапевты часто заставляют детей использовать мелки, которые были сломаны пополам, если у них возникают проблемы с использованием подходящего для возраста захвата. Щелкните здесь, чтобы узнать больше о том, почему детям следует использовать более короткие мелки.

Уловка № 2: научите их «щипать и переворачивать».

Если более короткие карандаши не помогают вашему маленькому писателю, научите его «щипать и переворачивать». Просто попросите их зажать заостренный конец карандаша, а затем перевернуть его, пока он не войдет в «пространство для паутины» (мягкую кожу между большим и указательным пальцами) в положении готовности.Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть и объяснить этот трюк продолжительностью менее одной минуты.


Уловка № 3: Попросите их что-нибудь спрятать под двумя последними пальцами.

how to hold a pencil

Если более короткие карандаши и метод «щипок и щелчок» не работают, попробуйте попросить учащихся спрятать что-нибудь под мизинцем и безымянным пальцем. Эти два пальца должны сгибаться в сторону ладони, в то время как большой, указательный и средний пальцы выполняют всю работу. Однако иногда детям это сложно, потому что они еще не могут «разделить» две стороны руки (мизинец и сторону большого пальца).Этот трюк позаботится об этом. На самом деле не имеет значения, что они прячут под двумя последними пальцами, если они могут это сделать с комфортом, при этом пальцы не будут высовываться из руки, потому что предмет слишком большой, или не сжимать слишком сильно, потому что он слишком маленький. Попробуйте использовать небольшой шарик пластилина, хлопок

.

Как держать ручку согласно науке

Мы все помним, как еще в школьные годы учились держать ручку. Может ли правильное владение письменными принадлежностями быть умирающим видом искусства? Согласно новому отчету из Англии, некоторые врачи предупреждают родителей, что у детей начинают возникать проблемы с правильным удержанием ручек из-за всех технологий в их жизни, особенно из-за сенсорных экранов. С другой стороны, мы вообще не уверены, что существует «правильный» способ держать ручку.

«Дети не идут в школу с той силой рук и ловкостью, которые были у них 10 лет назад», — сказала Салли Пейн, доктор философии.«Детям, приходящим в школу, дают карандаш, но они все чаще не могут держать его, потому что у них нет основных двигательных навыков».

Никто не может отрицать, что технологии стали огромной частью практически во всех аспектах нашей жизни, к лучшему или к худшему. Понятно, что многих из нас беспокоит возможное влияние, которое телефоны и планшеты могут оказать на наших детей, например, возможное повышение ИМТ, если у них есть время перед сном перед сном. Но давайте вернемся на минутку по поводу этих проблем с почерком.

Как держать ручку согласно науке

Наука показала, что, вероятно, существует несколько «правильных способов» держать ручку. Исследование, проведенное в 2012 году среди учеников четвертого класса, показало, что среди четырех различных техник удерживания карандашей ни один метод не оказался «лучшим» выбором для детей.

Техники удержания карандашей включают следующее: динамический штатив, динамический четвероногий, боковой штатив и боковой четвероногий. Хотя динамический четвероногий часто преподносится как предпочтительный метод удержания ручки или карандаша, это говорит о многом, что ни один из этих захватов, все изображенные ниже, по-видимому, действительно не «выиграл» в реальном научном исследовании.

Знаете ли вы, что есть «правильные» способы держать карандаш? Вот как вы должны действовать https://t.co/glE5RGtWvu pic.twitter.com/oKtuQoRwZN

— What-tha-what (@ Whatthawhat1) 10 февраля 2017 г.

Исследовательская группа также предложила альтернативное удерживание карандашей техника может быть полностью приемлемой для почерка. Нельзя сказать, что мы слишком шокированы! Помните, когда-то некоторые из ваших одноклассников по-разному держали ручки или карандаши? Мы не помним, чтобы у них были проблемы с выполнением заданий.Кто сказал, что они не могут быть уникальными?

Однако, если ваш ребенок борется с проблемами письма из-за отсутствия мелкой моторики, это совсем другая история. В этом случае ему или ей может потребоваться помощь эрготерапевта, чтобы догнать своих сверстников.

Но если ваш ребенок пишет разборчиво с разумной скоростью, вам, вероятно, не стоит беспокоиться, если он или она проявят немного «творчества» с хваткой карандаша. Кто знает? Может быть, когда-нибудь этот способ станет золотым стандартом почерка!

ч / т Научное оповещение

Еще из FIRST

Пять вещей в вашем доме, которые всегда замечают гости

Почему отрезы от бумаги так сильно болят?

Сегодня в нелогичных новостях: красное вино может быть полезно для ваших зубов

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *