Положение языка при произношении буквы л: Постановка звука «Л»: советы и логопедические упражнения

Содержание

Учимся выговаривать звук Л — Логопатики

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название лабмдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.

Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.

Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.

Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

• положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;

• верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;

• достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;

• края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;

• корень языка поднят;

• мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;

• голосовые связки  вибрируют.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

— язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;

-неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».

-замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;

— форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.

Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.

Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.

Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.

Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам  и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».

Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т.д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.

Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.

Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как  способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

Артикуляционная гимнастика;

Задания на развитие речевого дыхания;

Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Положение языкаВыполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить  ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

УлыбкаШаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

Ребёнок говоритВ случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Ребёнок читает

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра

Звук Л. Этап постановки — 31 Мая 2013

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука (л]

Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции

Формирование кинестетического образа звука

Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал)затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла)Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

 

Ещё по данной теме:

какие виды и причины нарушений бывают, какой комплекс упражнений и способы постановки – Развитие речи у детей

Постановка и автоматизация звука Л и Ль — длительный процесс. Коррекция может занимать более 1 года. Устранение проблемы происходит в быстром темпе при условии, что отклонение выявлено своевременно. Обращаться за помощью к специалисту необходимо при первых же признаках искажения фонемы.

Постановка звука Л и ЛьПостановка звука Л и Ль

Содержание статьи

Нарушения произношения

Дефекты  у детей  связанные с неправильным воспроизведением твердого «Л» и мягкого «Ль» принято разделять на 2 большие группы. Представлено в таблице:

Название группыВид отклоненияХарактеристика
 

 

 

 

Ламбдацизм

 

Носовой.Ребенок выговаривает звук с неправильно поставленным дыханием. Поток воздуха попадет в носовые ходы. («Л» заменяется на «НГ»).
Двугубный.Малыш во время произношения непроизвольно делает губами трубочку. Получается замена «Л» на «У» (лак на Уак; лето на Уето и т.д.)
Межзубный.Кончик языка оказывается в межзубном пространстве.
Отсутствие буквы в разговоре.Ребенок полностью исключает букву из лексикона (лампа меняется на Ампа).
 

 

 

Параламбдацизм

(изменения фонемы на другие звуки)

Замена «Л» на «В». Лапка – Вапка; Луна – Вуна.
Замена «Л» на «Г». Стул – Стуг; Луг – Гуг.

 

Замена «Л» на «Д». Леска – Деска; Лис – Дис.

 

Замена твердого «Л» на мягкий. Дала – Даля.
Замена «Л» на «ЙА», «Ё», «ЙУ». Лапка – Йапка; Ложка – Ёжка; Любовь – Йубовь.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Любой из перечисленных видов отклонений устраняется с помощью логопедических упражнений и приемов.

Причины

Чтобы быстрее сформировать у ребенка правильное произношение фонемы необходимо выяснить первопричины появления нарушений:

  • двуязычие в семье;
  • межзубное произношение;
  • язык в расслабленном состоянии.

Замечание: Еще одна причина неправильного произношения звука – возраст крохи. Малышам до 4 лет свойственно ошибаться и путать фонемы в словах.

При возникновении таких случаев у малыша наблюдается неправильная постановка речевых органов. Положение языка плохо разработано, поэтому звук искажается. Бывают ситуации, когда дефект связан с нарушениями дыхания во время разговора:

  • формирование фонемы губами;
  • кончик языка не дотрагивается зубов. Он просто опускается вниз и звук теряется;
  • кончик языка находится за нижними зубами, а его середина ближе к небу. При воспроизведении фонемы «Л» должно быть наоборот.Нарушение произношения звука ЛНарушение произношения звука Л

Каждая вышеперечисленная причина устраняется на индивидуальных занятиях с  и выполнении домашних заданий. Устранить недостатки возможно за короткий срок при условии регулярной работы.

Важно: при дизартрии необходимо выполнять комплексные упражнения под контролем специалистов. Наличие заболевания предполагает поэтапную постановку фонемы «Л».

Правильное артикуляционное положение органов речи

Речевой аппарат при произношении «Л» принимает положение:

  1. Губы наполовину открыты. Положение полностью нейтральное, чтобы произнести гласную фонему после согласного звука.
  2. Верхние и нижние зубы слегка разомкнуты.
  3. Кончик языка упирается в верхнюю челюсть (зубы или десны). Остальная часть языка полностью опущена вниз.
  4. Боковые края языка и дальние зубы образуют с двух сторон небольшое пространство между собой. Через щели проходит воздушная струя.

Образование мягкого звука «Ль» немного отличается. Губы принимают положение как при улыбке. Кончиком языка делают упор в альвеолы (бугорки за передними резцами). Остальная часть языка слегка приподнята.

Продемонстрировано в картинках, как поставить звуки «Л» и «Ль»:

Профиль звука ЛПрофиль звука Л

Упражнения для речевого аппарата

Артикуляционная гимнастика важнейшая составляющая успешного преодоления недостатков с произношением. Выполнение заданий с упором на органы речи являются подготовительным этапом перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:

  1. Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.
  2. Упражнение "Вкусное варенье"Упражнение "Вкусное варенье"Вкусное варенье. Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
  3. Индюк. Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.
  4. Упражнение "Лошадка"Упражнение "Лошадка"Лошадка. Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.
  5. Широкая улыбочка. Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.

Замечание: занятия помогают тренировать артикуляцию, если трудно поставить любые виды фонем глухие или звонкие, твердые или мягкие и т.д.

Дыхательная гимнастика

Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:

  • Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
  • Шарик. Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается.
  • Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.

Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.

Совет: детальный план работы и более подробные методы тренировки речевых органов предоставляет логопед. Специалист объяснит, как быстро и эффективно проводить упражнения.

Способы постановки звуков Л и Ль

От какого звука можно поставить звук Л определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возможностей и умений. В логопедической практике выделяют такие методы:

  1. По подражанию. Выполняется сидя перед зеркалом. Малышу показывают правильное расположение речевых органов в отражении и просят повторить. После успешно выполненной задачи предлагают озвучить букву в таком положении.

    Замечание: занятие подойдет больше всего для детей с полным отсутствием фонемы в словах, когда не требуется перестраивать устоявшиеся положение органов при воспроизведении.

  2. Постановка от буквы «Ы». Происходит в игровой форме имитируя пароход. Кроху просят широко улыбнуться. Язычок слегка прикусить и протяжно произнести звук «Ы». Он плавно перейдет в протяжное л-л-л. Такое упражнение можно пробовать выполнять с другими гласными звуками.
  3. Постановка от буквы «В». Занятие нацелено на торможение нижней губы. Проговаривая букву «В» малышу нужно не шевелить нижней губой. Если не получается взрослый придерживает губку пальцем. Для дошкольников читают специальные стихи или поют песенки с обилием в словах буквы «Л» и просят повторять.
  4. Постановка от звука «Ль». Мягкий звук произносится ребенком охотнее. Он не требует напряжения языка и получается быстрее. Чтобы получить твердую фонему малышу предлагают воспроизводить слоги (Ла, Ло, Лу). При этом просят кончиком языка доставать верхней губы.
  5. Механический способ. Выполняется с помощью специального инструмента или чистых пальцев. Проводить манипуляцию только под контролем логопеда или с его участием. Язычок просят приподнять за верхние резцы. Инструментом поддерживают его на нужном уровне во время произношения фонемы. Метод подходит пациентам с дизартрией.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Выше обозначенные способы можно выполнять по одному или включать в работу сразу несколько. Все секреты выполнения методик можно узнать на консультации у логопеда.

Закрепление

После пройденных подготовительных этапов необходимо автоматизировать произношение. Процесс происходит в несколько этапов:

  1. Закрепление звука ЛЗакрепление звука ЛВоспроизведение звука с помощью слогов. Наиболее подходят чистоговорки с употреблением буквы «Л». Взрослый делает упор на том, как выговаривать слоги в словах.
  2. Произношение в словах. Здесь подойдут различные скороговорки с буквой «Л». Важно, чтобы звук присутвовал в начале, в середине и на конце слова.
  3. Воспроизведение в предложениях. Используют рассказы, сказки, стихи. Малышу можно предложить пересказать услышанное или попросить повторять предложения.

Важно: при проведении автоматизации звука «Л» нужно стараться избегать слов с присутствием звука «Р». Эти две фонемы, наиболее трудно выговариваемые детьми. Путать их крайне нежелательно. Звук «Р» малыши осваивают позже.

Сейчас существуют специальные домашние тетради для закрепления полученного результата после тренировок. В них присутствует весь необходимый речевой материал, способствующий скорейшей коррекции плохого произношения звука. Регулярное выполнение заданий непременно приведет к успеху.

Причины отсутствия звука Л и работа при постановке звука Л

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции мягкого звука ль. Конечно же это сложный звук для произношения, поэтому нарушение его произношения встречается чаще. Однако существуют и факторы, которые могут располагать к неправильному произношению звука л, а также его отсутствию:

  • укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
  • слабость мышц языка;
  • нарушения фонематического слуха.

При нарушении звукопроизношения л нужно приступать к его формированию или к его исправлению. Этапность работы будет одинаковой для всех видов нарушений произношения л.

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука л надо выработать:

  • подъем кончика языка вверх;
  • подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звукиo, у, ы;
  • умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Этому могут помочь специальные упражнения. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Взрослый говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Постановка звука

Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звука а в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 — 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука a. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем — ла, ла, ла. При этом обратите внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.

Автоматизация

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу. Далее переходят к словам, к фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Взрослые привыкли произносить звуки определенным образом, и даже не обращают на это внимания. Но для малыша это целая наука. Он пытается подражать родителям и повторять за ними все звуки, слоги, слова, но у него это не всегда получается. И если вовремя не вмешаться и не научить его говорить правильно, в будущем он может стать объектом насмешек из-за дефектов речи.

Что такое физиологическая дислалия

У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в произношении звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук [л], ведь даже дети, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук [р]), не имеют проблемы со звуком [л]. Но оказывается для кого-то это целая проблема.

Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.

Логопеды отмечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причиной частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают питание молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, ребенок не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как следует. Но это только одна из причин.

Основные причины дислалии:

  1. Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
  2. Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.

К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.

Проявление физиологической дислалии:

  • Звук выпадает (лошадка – ошадка).
  • Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. [л] часто заменяют на [й] (лошадка – йошадка), а также [в] или [у] (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
  • Твердый звук заменяют мягким.

Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.

Правильная артикуляция звука [л]

Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо следить за правильностью артикуляции звука [л]

  1. Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Кончик языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
  2. Средняя часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень языка нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает форму седла.
  3. Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам языка. Для сравнения: при артикуляции звука [с] поток воздуха выходит холодным.
  4. Голосовые связки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно произносить [л] и [ш]. В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.

kak-nauchit-rebenka-govorit-zvuk-[l]-v-domashnih-usloviyah.jpg

Постановка произношения твердого звука [л]

Неправильное произношение [л] и [лꞌ] получило название ламбдацизм. Часто проблему вызывает именно твердый вариант. Но его нетрудно поставить и в домашних условиях.

Обычно детям сложно сразу ставить язык в правильное положение, поэтому сначала их учат межзубной вариации [л].

  1. Ребенок широко улыбается – это не позволит ему заменить [л] на [в].
  2. Он кладет кончик языка между зубами и начинает дышать ртом. Чтобы ему было интересно, можно попросить его изобразить собачку. При этом взрослый должен поднести ладонь к его лицу и проследить, чтобы поток воздуха проходил по бокам языка, а не через носовую полость.
  3. Теперь нужно попросить малыша покусать язык (наказать непослушный язычок). Сначала он делает это беззвучно.
  4. Продолжая покусывать язычок, он начинает говорить звук [а] – сначала медленно, потом ускоряется. Должно получиться «ла-ла-ла».
  5. Чтобы закрепить результат, нужно пропеть так любую мелодию.
  6. Ребенок тренирует слоги (ла-ло-лу-ле), затем – слова (лошадь, лопата, солома).kak-nauchit-rebenka-govorit-zvuk-[l]-v-domashnih-usloviyah.jpg

Когда малыш хорошо освоит межзубную артикуляцию, пора учить его сомкнутому произношению.

  1. Ребенок прижимает язычок к верхним зубам и пытается произнести «ла-ла-ла». Чтобы ему было легче, пусть вначале широко открывает рот.
  2. Если не получилось, нужно ложечкой или пальчиками ребенка поставить язык в верхнее положение. Далее ребенок произносит [л] за взрослым.
  3. Закрепление успеха серией слов.

Родителям нужно следить, чтобы их чадо всегда произносило звук четко и правильно. При необходимости его следует поправлять.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого [л].

kak-nauchit-rebenka-govorit-zvuk-[l]-v-domashnih-usloviyah.jpg
Заборчик. Губы максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их сильно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем губы в трубочку.

Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.

Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.

Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.

Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.

Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Языком нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Маляр. Язычок гладит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.
Чистим зубки. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторону, потом в другую.
Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает каждый зуб.
Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.
Лошадка. Ребенок имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.
Грибок. Язык сильно прислоняется к твердому небу.
Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», только теперь он открывает и закрывает рот.

Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.

Вместо заключения

Но если дома поставить звук [л] не получилось, следует обязательно обратиться к логопеду. Вполне возможно, что у ребенка есть дефект строения речевого аппарата (к примеру, короткая уздечка языка). Специалист подберет для него индивидуальный комплекс упражнений.

Как научить ребенка говорить букву Л: занятия и упражнения

Приступим непосредственно к вопросу, как научить ребенка правильно выговаривать букву Л? Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей…

Взрослый человек даже не отдает себе отчет, каким образом он произносит те или иные звуки, когда разговаривает. Но для ребенка произношение отдельных звуков составляет некоторую трудность. Как же научить малыша правильно говорить букву Л? Оказывается, это легко сделать в домашних условиях, не прибегая к услугам логопеда.

Важные советы родителям

Прежде чем приступить к занятиям, папам и мамам нужно усвоить несколько нехитрых правил, которые сделают обучение легким и понятным, а общение с малышом – комфортным и приятным для обеих сторон:

  • разговаривайте с ребенком на равных, не сюсюкайте и не игнорируйте его вопросы. Так вы завоюете искреннее доверие и желание чада общаться со взрослыми;
  • правильно выговаривать слова – обязательное требование. Вы подаете детям пример, и они его стараются повторить;
  • проводите обучающие занятия в форме игры, придумывая вместе с ребенком увлекательные сказки и приключения – так любая информация усваивается лучше. При этом правильно произносить слова малыш станет на рефлекторном уровне;
  • никогда не проводите занятие «в наказание». Так вы отобьете у ребенка охоту делать нужные упражнения и общаться со старшими;
  • тренинги должны носить систематический характер и проводиться в комфортное время от 3 до 5 раз в день. Только тогда вы добьетесь видимого успеха и малыш будет красиво произносить сложную для него букву Л без помощи логопеда.

Теперь можно приступать непосредственно к занятиям на выговаривание буквы Л.

Похожий материал:

Речевая гимнастика

Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух малыша. Систематические занятия помогут не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:

  1. Придумайте сказку об органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с вашим чадом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку органов ротовой полости.
  2. Чтобы научиться четко говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе. Для этого важно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.
  3. Затем переходите к комплексу упражнений, которые помогут в правильном произношении буквы Л. И учтите, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л проще перейти к твердой.

Прежде чем привлекать ребенка к таким занятиям, сядьте перед зеркалом и отработайте свою артикуляцию произношения звука Л. Чтобы правильно научить малыша, нужно самому точно знать, что показывать.

Переходим к практике

Есть классические упражнения, которые помогут правильно и четко произносить букву Л. Для ребенка они станут игрой, которую под присмотром взрослых он должен проводить по нескольку раз в день.

  1. Лошадка на прогулке. Улыбаемся, показывая зубки и немного приоткрыв ротик. Затем языком имитируем цоканье копыт, начиная медленно и постепенно увеличивая темп.
  2. Лошадка на разведке – работа язычком без звука. Выполнять, как и предыдущее упражнение, но не издавая характерного щелканья. И следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а работал только язычок.
  3. Легкий ветерок. Для этого упражнения приготовьте маленький кусочек ваты или перышко. Опять же в улыбке с приоткрытым ртом высовываем кончик языка и слегка прикусываем его. Теперь выдыхаем, не разжимая зубов. Должно получиться две струи воздуха. Их силу и поток проверяем с помощью приготовленных легких аксессуаров. Попросите ребенка подуть на пушистый комочек с разной силой.
  4. Вежливая обезьянка. Улыбаемся, слегка приоткрыв ротик и показав зубки. Широкий кончик языка укладываем на нижнюю губку и оставляем так в расслабленном виде на несколько секунд. Это упражнение подготовит малыша к выполнению следующего.
  5. Вкусная сгущенка. При ознакомлении с этим заданием можно намазать верхнюю губку ребенка любимым лакомством. Затем попросите его слизать широким кончиком языка, движением сверху вниз (а не из стороны в сторону) вкусную массу. Все последующие разы можно обойтись без сладостей.
  6. Пароход. Поиграйте с ребенком в увлекательную забаву. Попросите имитировать звук парохода, произнося букву Ы, слегка приоткрыв губки. При этом следите, чтобы кончик языка находился в полости рта опущенным, а спинка поднималась к небу. Пусть малыш издает звуки разной высоты и громкости.

Повторять упражнения нужно по нескольку раз в течение одного занятия, а тренинги проводить 3-5 раз в день. Только тогда вы сможете добиться положительного результата.

Отрабатываем произношение

После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

Тематические статьи:

У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук. Важно закрепить межзубное произношение  и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

Глава 5. Артикуляция английских согласных.

ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

5.1. Шесть английских взрывных согласных [p], [b], [t], [d], [k], [g]] произносятся следующим образом.
[п], [б] — изготовление сочленения.
Взрывные согласные [p], [b] артикулируются при сжатии губ.Образуется полная непроходимость, и воздух в ротовой полости блокируется на время выстрела. Затем губы быстро открываются, и воздух выходит со взрывом.
[p] — голосовые связки не вибрируют,
[b] — голосовые связки вибрируют.
[p] глухой-фортис, [b] звонкий-ленис.
[p], [b] — окклюзионные шумовые взрывные двугубные согласные.
Английский [p] в ударном слоге, если за ним следует гласная и не предшествует [s], произносится с придыханием.
АСПИРАЦИЯ — это короткое дыхание, которое мы слышим после взрыва глухого взрывного согласного [p], [t], [k] перед началом гласного.
В русском нет устремления.
[т], [д] –изготовление сочленения.
[t], [d] шарнирно соединены кончиком языка, прижатым к альвеолярному гребню. Прохождение воздуха через рот блокируется на время выстрела. Затем кончик языка быстро отделяется от альвеолярного гребня и воздух проходит со взрывом.
[t] — голосовые связки не вибрируют,
[d] — голосовые связки вибрируют.
[т] глухой-фортис, [д] озвученный-ленис.
[t], [d] — окклюзионные шумовые взрывные предъязыковые апикальные альвеолярные согласные.
Английский [t] в ударном слоге, когда за ним следует гласная и не предшествует [s], произносится с придыханием.
[к], [г] — производство сочленений.
[k], [g] сочленяются, при этом задняя часть языка прижимается к мягкому нёбу.Таким образом образуется контакт, так что проход воздуха через рот перекрывается на время выстрела. Затем спинка языка быстро отделяется от мягкого неба, и воздух проходит со взрывом.
[k] — голосовые связки не вибрируют,
[g] — голосовые связки вибрируют.
[k] глухой-фортис, [d] озвученный-ленис.
[k], [g] — окклюзионные шумовые взрывные бэклингвальные велярные согласные.
Английский [k] в ударном слоге, когда за ним следует гласная и не предшествует [s], произносится с придыханием.

Степень аспирации

Вы помните, английские глухие взрывные согласные [p], [t], [k] произносятся с придыханием в позиции перед ударной гласной. Степень их стремления может быть разной.
A) Сильнее всего, когда [p], [t], [k] находятся перед долгой гласной или дифтонгом,
Например: pass [p ά : s] high [tɔ: l] причина [kɔ: z].
B) Стремление ослабевает, когда за [p], [t], [k] следует краткая гласная,
E.г .: тяга [p ύ : l] взял [tύ : k] разрез [kΛ t]
C) Когда [p], [t], [k] предшествуют согласные [ы] они произносятся без придыхания (прекращение устремления):
Например: park — spark tie — sty cool — school.
То же самое, когда за [p] [, t], [k] следует безударная гласная.
Сравните [p], [t], [k] в ударном и безударном слоге следующих слов:
paper [«пейп»] плотнее [«таит»] какао [«coucou].

Коартикуляция.

Большинство согласных произносятся с одним препятствием. Но некоторые согласные произносятся с двумя препятствиями, второе препятствие называется Coarticulation . Это может быть:
передний (передняя часть языка поднят), например: «девушка»
задняя часть (задняя часть языка поднята), например: «темный»
См. Таблицу.1 .
5.2. Два английских аффрикативных согласных [t∫], [dʒ] произносятся следующим образом.
[т∫], [дʒ] — изготовление сочленений.
Английские аффрикативные согласные [t∫], [dʒ] сочленяются, когда кончик и лезвие языка подняты, чтобы коснуться задней части альвеолярного гребня. Контакт устанавливается для кратковременного перекрытия прохода воздуха. Затем передняя часть языка поднимается в направлении твердого неба, и кончик языка медленно отделяется от альвеолярного гребня, образуя плоское сужение, через которое с трением проходит воздух.
[t∫] — голосовые связки не вибрируют,
[dʒ] — голосовые связки вибрируют.
[t∫] глухой-фортис, [до] озвученный-ленис.
[t∫], [dʒ] можно определить как окклюзионный шумовой аффрикатив с коартикуляцией языка спереди и медиолингвальными апикальными небно-альвеолярными согласными.
5.3. Три английских окклюзионных назальных сонората ([m], [n], [ŋ]) производятся следующим образом.
[n], [m], [ŋ] — изготовление сочленения.
Согласный звук [m] произносится, губы слегка прижаты друг к другу, что создает полную преграду для воздушного потока через ротовую полость.Мягкое небо опускается, и воздух выходит через носовую полость.
Голосовые связки сближены и вибрируют.
[м] можно определить как окклюзионный носовой билабиальный сонорант.
Согласный звук [n] сочленяется с кончиком языка, касающимся альвеолярного гребня (апикальное сочленение), образуя полную преграду для воздушного потока через ротовую полость. Мягкое небо опущено. Воздух выходит через носовую полость.
Голосовые связки натянуты и вибрируют.
[n] может рассматриваться как окклюзионный носовой переднеязычный апикальный альвеолярный сонорант.
Согласный звук [ŋ] сочленяется с поднятой спинкой языка и касанием мягкого неба, образуя полную преграду для воздушного потока через ротовую полость. Мягкое небо опускается, и воздух выходит через носовую полость. Голосовые связки разрываются и вибрируют.
[ ] можно определить как окклюзионный назальный задний язык велярный сонорант.Подобного звука [ŋ] в русском языке нет.
5.4. Девять согласных ([f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h]] »в английском языке произносятся как следует.
[ф], [в] — производство сочленений.
Согласные [f], [v] сочленяются нижней губой, приподнятой к краю верхних зубов, образуя плоское сужение (плоская щель). Воздух проходит через нее с трением.
[f] — голосовые связки не вибрируют,
[v] — голосовые связки натянуты и вибрируют.
[f] глухой-фортис, [v] звонкий-lenis
[f], [v] может быть определен как сужающийся шумовой фрикативный лабио-дентальный согласный звук, произносимый с плоским сужением.
[θ], [ð] — изготовление сочленений.
EC [θ], [ð] шарнирно соединены с кончиком языка, слегка выступающим между верхними и нижними зубами. Кончик языка прижимается к краю верхних зубов, образуя плоское сужение с трением.
[θ] — голосовые связки не вибрируют,
[ð] — голосовые связки вибрируют.
[θ] глухой-фортис, [ð] звонкий-ленис.
[ θ ], [ð] можно определить как констриктивные шумовые фрикативные переднеязычные верхушечные зубные согласные, произносимые с плоским сужением
В русском языке нет согласных аналогичных на английский [θ], [ð].
Русские студенты заменили [θ] на звуки [ф], [с], [т], [ц];
[ð] — звуками [v], [z], [d], [dz].
Чтобы предотвратить эту ошибку, мы должны держать кончик языка между зубами.
[s], [z] — производство сочленений.
Согласные [s], [z] сочленяются, когда кончик и лезвие языка удерживаются близко к альвеолярному гребню. Бока лезвия язычка приподняты, образуя узкий канал, по которому с трением проходит воздух.
[s] — голосовые связки не вибрируют,
[z] — голосовые связки вибрируют.
[s] озвучен-фортис, [z] озвучен-ленис.
[s], [z] могут быть определены как констриктивные шумовые фрикативные переднеязычные апикальные альвеолярные согласные, произносимые с круглым сужением.

[∫], [ʒ] — производство сочленений.
Согласные [∫], [ʒ] сочленяются, при этом кончик и лезвие языка и передняя часть языка одновременно подняты. Плоское сужение образовано кончиком и лезвием языка, прижатыми близко к задней части альвеолярного гребня, и передней частью языка, поднятой в направлении твердого неба для коартикуляции передней части языка, которая слегка смягчает согласные звуки.Воздух проходит через сужение с трением. Губы округлые и слегка выступающие.
[∫] — голосовые связки не вибрируют,
[ʒ] — голосовые связки вибрируют.
[∫] озвучен-фортис, [ʒ] озвучен-ленис.
[∫], [ʒ] можно определить как констриктивный шумовой фрикативный с передним языком. Коартикуляция переднеязычных апикальных небно-альвеолярных согласных с плоским сужением.
[h] — производство сочленений.
Согласный [h] артикулируется сильным потоком воздуха, проходящим через открытую голосовую щель.Основная часть языка и губ удерживаются в положении, необходимом для воспроизведения следующей гласной.
[h] может быть определен как глухой согласный звук с ограничивающим шумом, фрикативный, голосовой, произносимый с плоским сужением.
В русском языке нет согласного, аналогичного английскому [h].
Сравните следующие слова:
[х] — хилый, хата, хутор
[h] — холм — [hil] хижина — [hΛt] hooter- [hu: tə]
5.5. Четыре английских сокращающих сонората ([w], [r], [j], [l]) делятся на две группы: медианные [w], [r], [j] и боковые [l].
[р] — производство сочленений.
Согласный звук [r] сочленяется кончиком языка, поднятым к задней части альвеолярного гребня, образуя довольно широкий проход для воздуха. Бока языка приподняты, и воздух проходит по средней линии языка без какого-либо слышимого трения. В результате тон преобладает над шумом. Голосовые связки сближены и вибрируют.
[r] можно определить как констриктивный срединный переднеязычный какуминальный постальвеолярный сонорант.
[л] — производство сочленений.
Согласная [l] в английском языке имеет два варианта.
Один называется «ясным» [l]. Используется перед гласными и [j].
Например, урок [lesn], live [liv], value [vælju:]
Второй называется «темным» [ł]. Он используется перед согласными и в конце слова. Например: дети [tşiłdrən], колокол [beł].
В произношении обоих вариантов согласного [l] кончик языка слегка прижат к альвеолярному гребню, а боковые стороны языка опущены, образуя довольно широкие проходы.Воздух проходит по этим каналам без слышимого трения. В результате в артикуляции [l] тон преобладает над шумом.
При артикуляции прозрачного варианта фонемы [l] передняя часть языка приподнята в направлении твердого неба ( Коартикуляция языка впереди). Это немного смягчает звук.
При сочленении темного варианта задняя часть языка приподнята в направлении мягкого неба ( Коартикуляция языка назад). Придает звуку темный оттенок.
При артикуляции обоих вариантов [l] голосовые связки сближены, натянуты и вибрируют.
[l] — может быть определен как констриктивный латеральный предъязычный апикальный альвеолярный сонорант, выраженный с коартикуляцией языка в «чистом» варианте и коартикуляцией языка назад в темном варианте.
[ш] — производство сочленений.
Согласный звук [w] артикулируется губами, образующими округлое сужение.Задняя часть языка приподнята к мягкому нёбу. Бока языка приподняты, а воздуховод открыт по средней линии языка. Воздух проходит через круглое сужение между губами без слышимого трения.
Голосовые связки сближаются и вибрируют. Звук очень короткий и слабый. Язык и губы немедленно переходят из положения [w] в положение следующего гласного.
[w] — может быть определена как констриктивная медиана с коартикуляцией языка и спиной двугубного сонората, выраженной с округлым сужением.
В русском языке нет фонемы, аналогичной английской [w].
[j] — производство сочленений.
Согласная [j] артикулируется так, чтобы передняя часть языка прижалась к твердому нёбу примерно в том же положении, что и при произнесении гласной [i]. Бока языка приподняты, оставляя воздушный канал открытым по средней линии языка.
Голосовые связки сближены и вибрируют.
Звук очень короткий и слабый.
[j] — может быть определен как констриктивный срединный медиолингвальный небный сонорный аппарат.

.

Лекция 6 Классификация английских гласных звуков — Студопедия.Нет

Существует два основных класса звуков, традиционно выделяемых фонетиками в любом языке. Их называют согласными и гласными. Различие основано в основном на слуховом эффекте. Известно, что согласные сочетают голос и шум, а гласные — это звуки, состоящие только из голоса. С артикуляционной точки зрения разница связана с работой органов речи. В случае гласных препятствий нет.В случае согласных произносятся различные преграды. Таким образом, согласные характеризуются так называемой близкой артикуляцией, то есть полной, частичной или периодической блокировкой прохода воздуха органом или органами. Укупорочное средство сформировано таким образом, что воздушный поток блокируется или затрудняется или иным образом вызывает слышимое трение. В результате согласные — это звуки, обязательной и наиболее определяющей характеристикой которых является шум.

Гласные, в отличие от согласных, издаются без препятствий потоку воздуха, поэтому на уровне восприятия их интегральной характеристикой, естественно, является тон, а не шум.Самая важная характеристика качества этих гласных — их акустическая стабильность. Известно, что они полностью отличаются друг от друга как артикуляторно, так и акустически. Различные гласные звуки производятся за счет изменения положения тела языка и формы губ.
Гласные — это звучные, слоговые звуки, издаваемые голосовым трактом с большей открытостью, чем при согласной или скользящей артикуляции.
Известно, что качество гласного звука определяется размером, объемом и формой ротового резонатора, которые изменяются движением активных речевых органов, то есть языка и губ.Кроме того, качество гласной может зависеть от множества других артикуляционных характеристик, таких как относительная стабильность языка, положение губ, физическая продолжительность сегмента, сила артикуляции, степень напряженности речи. органы. Таким образом, качество гласных можно рассматривать как набор определенных артикуляционных характеристик, которые иногда сложно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Анализ артикуляционных составляющих качества гласных предлагает следующие критерии:

а) стабильность сочленения;
б) положение языка;
в) положение губ;
г) характер окончания гласного;
д) длина;
е) напряженность.

Стабильность артикуляции определяет фактическое положение артикулирующего органа в процессе артикуляции гласной. Возможны две разновидности: а) положение языка стабильное; б) он меняется, то есть язык перемещается из одного положения в другое. В первом случае артикулированная гласная относительно чиста, во втором — гласная состоит из двух четко различимых элементов. Кроме того, существует третья разновидность, промежуточный случай, когда изменение положения языка довольно слабое.Итак, согласно этому принципу, английские гласные подразделяются на:
а) монофтонги, б) дифтонги, в) дифтонгоиды.

Дифтонги состоят из двух элементов, первый из которых, ядро, является сильным и отчетливым, а второй, скольжение, очень слабым и нечетким.
Хотя только что данная интерпретация очевидна для советских фонетистов, это не означает, что британские фонетики разделяют такой взгляд на ситуацию.А.К. Гимсон, например, различает двадцать вокальных фонем, состоящих из гласных и скольжения гласных. Семь из них рассматриваются как короткие фонемы: [i], [e], [æ], [], [u], [⋀], [ə] »и тринадцать как длинные: [a:], [o:] [з:] [i:], [u:], [ei], [зu], [ai], [au], [u], [iə], [ə], [uə] пять из которых считаются относительно чистые: [a], [o:] [з:], [i:], [u:]; остальные относятся к длинным фонемам с разным скольжением: [ei], [ai], [i] с плавным переходом в [i]; [зu], [au] с плавным переходом в [u]; и [iə], [uə], с переходом на [ə].
Согласно североамериканским фонетикам, английские гласные делятся на два основных типа — простых гласных и дифтонгов . Простые гласные не показывают заметного изменения качества во время артикуляции. Гласные p i t, s e t, c a t, d o g, b u t, p u t, и первая гласная s u ppose — все простые гласные.
Дифтонги — это гласные, которые показывают изменение качества в пределах одного слога.Английские дифтонги показывают качественные изменения, обусловленные движением языка от начального артикуляции гласных к скользящей позиции. Это изменение качества гласных явно заметно в таких словах, как s ay , b uy , c ow , ice, l ou t, g o и b oy . Менее легко слышать изменение гласных таких слов, как , прислушиваться, и , терять .

Еще один принцип классификации — положение языка.Положение языка в ротовой полости характеризуется двумя аспектами: горизонтальным и вертикальным движением.
Согласно горизонтальному перемещению , существует пять классов английских гласных. Это:
1) перед: [i:], [e], [ei], [a], [æ]; [εə]
2) убран спереди: [i], [i (ə)];
3) центральные: [⋀] [з:] [ə], [з (u)], [ε (u)];
4) назад [], [o:], [u:], [a:];
5) назад-вперед: [u], [u (ə)].
Вертикальное движение язычка:
1) закрыть а) узкий: [i:] [u:];
б) широкий: [i], [u], [i (ə)], [u (ə)];
2) средние а) узкие: [e], [з:], [ə], [e (i)], [з: (u)];
б) широкий: [ə], [⋀];
3) открытый а) узкий: [ε (ə)] [o:], [o (i)];
б) широкий: [æ], [a (i, u)], [], [a:]

[pen — pæn] pen — кастрюля; [кæп-ка: п] чап — карп; [ручка — булавка] ручка — булавка; [kæp — k p] чап — чашка; [bin — bi: n] bin — было; [b n — ba: n] булочка — сарай

Другой принцип классификации — закругление кромки.Различают три положения губ: раскрытые, нейтральные и округлые. Для классификации достаточно различать два положения губ: закругленные и незакругленные или нейтральные. Любой гласный заднего ряда получается округлыми губами, степень округления разная и зависит от высоты выступающей части языка; чем выше он приподнят, тем более округлыми становятся губы. Таким образом, округление губ — неотъемлемая составляющая фонемы, потому что без него не существует обратной гласной.

Наш следующий пункт — проверка. Это качество зависит от характера артикуляционного перехода от гласного к согласному. В результате проверяются все короткие гласные английского языка при ударении. Степень проверки может быть разной и зависит от следующей согласной. Перед глухим согласным он более ощутим, чем перед звонким согласным или сонором lenis. Все долгие гласные свободны.
Другой артикуляционной характеристикой английских гласных является их длина или количество.Монофтонги делятся на две разновидности в зависимости от их длины:
а) короткие гласные: [i], [e], [æ], [], [u], [⋀], [ə] »;
б) долгие гласные: [i:], [a:], [o:], [з:], [u:].
Гласный звук, как и любой звук, имеет физическую продолжительность — время, необходимое для его произнесения (артикуляции). Когда звуки используются в связной речи, они не могут не находиться под влиянием друг друга. Продолжительность — одна из характеристик гласной, которая изменяется и зависит от следующих факторов:
1) собственная длина
2) ударение слога, в котором он встречается,
3) фонетический контекст
4) позиция звука в слоге,
5) позиция в ритмической структуре,
6) позиция в группе тонов,
7) позиция во фразе,
8) позиция в высказывании,
9) темп всего высказывания,
10) тип произношения,
11) стиль произношения.

Есть еще одна артикуляционная характеристика — напряженность. Он характеризует состояние органов речи в момент произнесения гласной. Исторически долгие гласные являются напряженными, тогда как исторически короткие гласные — слабыми.

Лекция 7 Интонация

ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ

Фонемы, слоги и слова как языковые единицы нижнего уровня сгруппированы различными просодическими средствами в более высокую единицу — высказывание .Каждое конкретное высказывание, помимо его фонематической и слоговой структур, имеет определенную просодическую структуру или интонацию.

Интонация — это сложное единство речевой мелодии, ударения в предложении, темпа, ритма и тембра голоса, которое позволяет говорящему выразить свои мысли, эмоции и отношение к содержанию высказывания и слушателю.

С акустической точки зрения интонация представляет собой сложную комбинацию различной основной частоты, интенсивности и продолжительности.

Мелодия речи в первую очередь связана с основной частотой, темп — с длительностью.

На артикуляционном или производственном уровне интонация также является сложным явлением. При воспроизведении речевой мелодии определенные дыхательные мышцы (подглоточная, гортанная и надгортанная) регулируют подглоточный воздух — давление, которое заставляет голосовые связки вибрировать. Увеличение подглоточного давления повышает высоту голоса, а его уменьшение снижает высоту звука.

Определение интонации, данное выше, является широким. Он отражает реальную взаимосвязь и взаимодействие мелодии, ударения, темпа, ритма и тембра в речи.

Множество зарубежных фонетистов (включая Д. Джонса, Л. Армстронга и И. Уорда, К. Пайка, Р. Кингдона, А. Гимсона, Дж. О’Коннора и Дж. Арнольда) определяют интонацию , как интонацию. изменение высоты голоса, сводя его к одной составляющей — мелодии речи. Это узкий подход к определению интонации.

Так, Дж. Арнольд пишет: «Когда мы говорим об английской интонации, мы имеем в виду образцы высоты тона разговорного английского языка, мелодию или мелодию, музыкальные особенности английского языка».

Некоторые иностранные фонетики дают более широкие определения интонации. Таким образом, L. Hultzen включает вариации высоты тона, громкости и длительности, F.Danes — вариации высоты тона и интенсивности, D.Crystal — тон, диапазон высоты тона, громкость, при этом ритмичность и темп тесно связаны.

Наряду с термином «интонация» широко используется термин «просодия». «Просодия, » и «просодика» обозначают несегментарные явления, то есть те, которые не входят в систему сегментарных фонем. Д. Кристал определяет просодические особенности как «вокальные эффекты, состоящие из вариаций параметров высоты тона, громкости, продолжительности и тишины».

Из определения просодии и интонации мы можем ясно видеть, что оба эти понятия включают, по сути, одни и те же явления. Но термины «интонация» и «просодия» разными лингвистами используются по-разному.

Некоторые фонетики применяют термины «просодия» и «просодика» только к характеристикам, относящимся к слогу и фонетическому слову или ритмической единице (которые рассматриваются как бессмысленные просодические единицы), и противопоставляют просодию интонации (что является значимым явлением).

Мы придерживаемся точки зрения, что просодические признаки относятся не только к слогам, словам и ритмическим единицам, но также к интонационной группе и высказыванию, поскольку последние образуются этими единицами.

Понятие просодии , следовательно, шире, чем понятие интонации, поскольку оно может применяться к высказыванию, слову, слогу, тогда как просодия высказывания и интонация являются эквивалентными понятиями.

Каковы бы ни были взгляды на лингвистическую природу просодических явлений, звуковая субстанция просодии рассматривается всеми фонетиками как модификации основной частоты, интенсивности и продолжительности. Наиболее сложными и нерешенными проблемами просодии являются взаимосвязь ее акустических свойств, их функционирования в речи и их систематизация.Р. Якобсон говорит, что просодия — одна из самых сложных и противоречивых проблем современных лингвистических исследований.

Интонация. Его функции.

О важности уделения должного внимания интонации при изучении иностранного языка сказано много. Процесс общения не может происходить без интонации, так как он выполняет свои функции в предложении. Эти функции:

1. Учредительный

2. Отличительный

(1) Интонация образует предложения.Каждое предложение состоит из одной или нескольких интонационных групп.

Группа интонаций — это слово или группа слов, характеризующаяся определенным интонационным паттерном и обычно завершенная с точки зрения значения.

E. g. Придете рано | и оставайся как можно дольше | не так ли? ||

Предложения отделены друг от друга паузами . Конец предложения всегда узнается по длинной паузе; конец нефинальной интонационной группы обычно характеризуется более короткой паузой.

E. g. Сдал экзамен || Сейчас он студент || Как и большинство стариков | он любил говорить о былых временах ||

(2) Интонация также служит для различения коммуникативных типов предложений, фактического значения предложения, эмоций или отношения говорящего к содержанию предложения, к слушателю или к теме разговора.

E. g. Сдал экзамен ||

Low-Fall — констатация факта

Высотка — вопрос

Low-Rise — вопрос с сюрпризом

High-Fall — восклицательный знак

Одно и то же предложение, произносимое с разной интонацией, может выражать разные эмоции.

Интонация также является мощным средством дифференциации функциональных стилей.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *