Схема волшебная сказка: Схема анализа волшебной сказки (5 класс)

План-конспект урока по литературе (5 класс): Создание волшебных сказок

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.  СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Тема урока: Развитие речи. Составление волшебной сказки

Цель урока: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.

8.Задачи урока:

 Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»

Развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки

Воспитательные: воспитывать общую культуру,  создать условия для реальной самооценки учащихся; формирование духовно- нравственной культуры на уроках литературы 

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Форма: урок – проект

Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг по теме «Русские народные сказки; волшебные сказки», Мультфильм «Царевна-лягушка»  (1954 год), аудиозапись «Задания от Василисы Премудрой»

Структура и ход урока :

I. Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

II. Речевая разминка.

«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».

Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?

Чтение текста в манере «сказывания».

III. Игра «Подбери постоянный эпитет».

Лес (дремучий)

Дуб (могучий)

Море (синее)

Солнце (красное)

Стрелы (острые)

Стрелы (каленые)

Ворон (черный)

Сокол (ясный)

Вопросы:

1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки? Почему же при назывании понятий «стрелы», «ворон» ответ возникает как бы сам собой (острые, черный)?

2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?

3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба-Яга и другие.) Что же такое «сказка»?

Сказка (волшебная) – это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами. (С обязательным присутствием волшебства.)

IV. Беседа о композиции сказки.

Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.

Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.

Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство или недостача.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).

7. Появление противника.

8. Борьба.

9. Победа.

10. Возвращение героя.

11. Ложный герой.

12. Трудные испытания.

13. Узнавание героев.

14. Указание ложного героя. Наказание его.

15. Счастливый конец (свадьба).

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.

Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.

V. Составление сказки. Коллективная работа.

Задание: постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.

Запись в тетради.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.

  1. Структура и ход урока русского языка.

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

действия (УУД)

Время (в мин)

1

Самоопределение к учебной деятельности

1. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному общению. Сегодня вы будете работать в парах.

А, сейчас проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

  1. Разминка для пальцев.

Подготовка класса к работе.

Дети выполняют разминку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

личностные : самоопределение;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию..

1-2

Проверка дом. задания

1. Употребление прописных букв

Назван.

Имена, Географ. журнал.

отчества, назван. книг и

фамилии ( города, т.д.

реки и т.д.)

2.Словарный диктант: ЗСП-1

Учитель диктует слово

Дети выходят к доске и записывают по 5 примеров

Записывают словосочетание с данным словом, выделяет корень:

Давить,

Отчество,

Консультировать,

Театр,

тревога

2

2

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Формирование темы и целей урока.

Слайд 1,2,3,4,5 «Правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков».

1.Словарная работа.

— запишите слова с буквой Ь.

— первый день недели;

— южное плодовое дерево;

— морское животное;

— у двух матерей по пять сыновей, одно имя всем;

— одной рукой всех встречает, другой всех провожает;

— название кустарника.

— Что объединяет все эти слова?

— На какую орфограмму эти слова?

2. Прослушивание стихотворения.

— А сейчас послушайте стихотворение.

Мы с приятелем вдвоём

Шли на лыжах на подъём.

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки.

А от речки отъезжали,

Снова к горке подъезжали,

Снова лезли на подъём,

Чтобы съехать вниз потом.

— Слова на какую орфограмму часто встречались в этом стихотворении?

3. Работа с иллюстрацией учебника..

— Откройте учебник на с.133. Рассмотрите иллюстрацию.

— Чем занят Афанасий?

— Почему буква Ь находится в середине?

— Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой Ь?

4. Работа с таблицей на доске.

— Посмотрите на таблицу, вам знакомы следующие схемы?

— «Прочитайте» их и сформулируете тему урока.

— Исходя из темы урока, какую цель можно поставить перед собой?

Дети записывают слова.

понедельник

апельсин

дельфин

пальцы

дверь

сирень

Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь.

Ь – обозначающий мягкость согласного.

Дети слушают стихотворение.

Разделительный Ъ и Ь – обозначающий мягкость согласных

Он готовит необычные бутерброды

Потому что пишется в середине слова

Бульон, варенье, печенье

Ответы детей.

Повторить как различать и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательные:

осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные:

Составлять план и последовательность своих действий;

Личностные:

самоопределении; смыслообразование.

5-6

3

Постановка учебной задачи.

Сравнение Ь и Ъ (ссылка на веб ресурс)

— Когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь знаки?

Сценка. «Мягкий знак и Твёрдый знак»

— Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.

— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!

— Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.

— Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным — давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

— Друзья! Наш разговор — никчемные слова,

— Услышав этот спор, Сказала буква А.

— Вы оба хороши, достойны оба чести.

Когда стоите в нужном месте.

Выдвигают гипотезы.

Выступление детей.

Познавательные: общеучебные умения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5-6

4

Слайд 6.

Прочитай слова. В каких словах есть звук Й?

После какого звука слышится? Какими буквами он обозначен?»

Задание выполняется у доски.

-Спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают звук Й.

— Почему урок, тема которого Разделительные ь и ъ знаки, мы повторяем обозначение звука й?

— Вспомните, какую работу выполняет ь в словах?

В слове прибой звук й слышится после гласного о, на письме звук й обозначен буквой «и краткое».

Запишем это слово.

В слове ладья звук й слышится после согласного д и перед гласным а. Звук й обозначен буквой я.

Запишем это слово.

Если после согласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется ь или ъ.

Обозначает мягкость согласного звука.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

9-10

5

Первичное закрепление.

Слайд 7.

Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. Распределите слова в соответствующие два столбика:

Слайд 9.

На следующем слайде вы увидите картинки и фотографии.

В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки.

Физкультминутка.

1. Работа в парах.

— Почему пишется ь, ъ?

— Сформулируете правило написания разделительного ь и ъ знаков.

2. Работа с правилом по учебнику с. 17.

— Запишите слова.

— Выполните графическое обозначение орфограммы.

Взаимопроверка задания.

Ответы детей.

Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ – между приставкой и корнем.

Ответы детей.

1 ученик работает на доске.

Регулятивные:

готовность к преодолению трудностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: согласование действий с партнёром.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция,

Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

5-6

6

Самостоятельное применение знаний.

1.Работа по учебнику. Упр. 43.

— Выполним упражнение

Ученики работают самостоятельно.

Ученики вставляют пропущенные буквы в тексте.

Проверка учителем.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

9-10

7

Рефлексия деятельности (итог урока)

— Какую орфограмму вы обозначали в словах?

— Назовите ключевые слова этой темы.

— Оцените свою работу на уроке кружками тёх цветов, которые лежат у вас на парте.

Зеленый – отлично,

желтый – хорошо,

красный — надо еще поработать.

  • корень,
  • приставка,
  • звук Й.

Познавательные: рефлексия.

Регулятивные: самооценка.

5-6

8

Домашнее задание

Упр. 40 (схема), с. 17, выучить упр.41

2-3

Содержание

Волшебная сказка по Проппу. Функции

Волшебная сказка как она есть

Владимир Пропп выделяет в сказках устойчивые элементы, которые он называет функциями.

Здесь я приведу описание каждой функции сказки своими словами, сопровождая их примерами и собственными комментариями.

I. Отлучка

Многие сказки начинаются с того, что один из персонажей временно (а порой навсегда) удаляется, оставив героя на произвол судьбы. Родители уходят, оставив девочку с маленьким братцем (впоследствии унесенным гусями). Мать Золушки умирает, оставляя дочь на произвол новой жены отца. Праотец наш Адам, если помните, как раз отлучился, чем дал змею шанс поговорить с Евой.

II. Запрет

III. и его нарушение.

Порой сказка описывает благополучную или стабильную ситуацию, в которую вмешивается будто камешек в ботинке, какой-нибудь запрет. «Не пей из лужи — козленочком станешь», «Не бери пера жар-птицы», «В этот чулан не заглядывай» и так далее. Заметим, что запреты эти всегда, в обязательном порядке нарушаются. И дело здесь не только в том, что иначе не было бы сказки. Вспомним самый главный Запрет, о котором рассказывают уже сколько веков — не есть яблока с Древа Познания. Что бы стало с миром, если бы этот запрет не был нарушен?

IV. Выведование антагонистом

V. и выдача сведений о жертве.

Здесь в сказку вступает новое лицо — вредитель, или, как его называет Пропп, антагонист. Его роль — нарушить покой или нанести какой-нибудь вред. Однако не всегда это происходит сразу, иногда ему требуется получить дополнительную информацию. Вспомним мультфильм по сказке «Волшебное кольцо». Царевна Ульянка после свадьбы начинает приставать и выспрашивать: «Ваня, откель у тебя это богатство?». И снова — сказки бы и не было, не выведай Ульянка-вредитель у нашего героя коммереческую тайну. Мачеха получает сведения о Белоснежке у зеркальца — не специально, впрочем, однако информация оказалась ключевой для сказки. Заметим, как мало внимания уделяется этому важному архетипу только потому, что он весь представляет собой исключительно диалог, а не сюжет и не образ. Следуя дальше Сказке-Сказок: Змей вступает в разговор с Евой и обнаруживает то слабое место, в которое можно нанести удар.

VI. Обман

VII. и пособничество

Получив необходимые сведения, мачеха Белоснежки приступает к действиям. Об

Урок 9 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ | Поурочные планы по русской литературе 5 класс

Урок 9 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ