Устное народное творчество 3 класс: План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок литературного чтения на тему: «Устное народное творчество»

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок литературного чтения на тему: «Устное народное творчество»

Урок  литературного чтения

                                     на тему :

«Устное народное     творчество»  

                                                                                                Подготовила и

                                                                                                провела учитель

                                                                                                начальных классов

                                                                                                Щедрина С. И.

                                         Елец

Цели: — довести до сознания детей как богат и многогранен русский фольклор;

— глубже познакомить с жанрами устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка,  пословица, сказка; познакомить с обычаями русского народа;

— помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений;

— развитие эстетического чувства прекрасного;

— воспитание чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.

Методическая цель:  использование приёмов театральной педагогики , с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: с элементами интегрирования. Нетрадиционный урок (соревнование, конкурс).

 Оборудование: выставка книг на тему « Устное народное творчество», словарь С.И. Ожегова, плакаты с названием жанров устного народного творчества, иллюстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», учащиеся в русско– народных костюмах, костюмы к иллюстрации сказки « Лиса и журавль», использование ИКТ.

Оформление класса: все дети в русских народных костюмах, рушники, самовары, «хлеб – соль»поднос «хохлома».

На доске: фольклор, фольклористы,

не красна изба углами, а красна пирогами,

потеха – потешать – потешка,

словарь Ожегова.

  1. Скоморох, «глашатый» (в костюме).

— Заходите, гости дорогие!

Посмотреть на наше представление

Билетов не надо…

Предъявите хорошее настроение!

  1. «Хлеб- соль» (девочка в русском народном костюме держит «Хлеб – соль», рушник, поднос солонка в русском народном стиле)

— Добро пожаловать, гости дорогие! (поклон)

Мы вам рады!

Дай вам Бог

Счастливо день дневать

И ночь ночевать

Жить вам да молодеть

Добреть да богатеть

Откушайте наш хлеб да соль

Чем богаты, тем и рады.

(Проходит к гостям с поклоном)

  1. Вступительное слово учителя.

— Знакомство с любым литературным произведением обычно начинается с фамилии того,  кто  написал этот рассказ или стихотворение. Но вам уже встречались такие произведения, автора которых не так то просто назвать. Кто, например, придумал сказку «Репка» , песню «Во поле береза стояла», откуда взялись считалки, кто придумал загадки, сложил скороговорки?

И сколько бы вы не искали имён сочинителей, вы их не найдёте. Потому что всё это создавалось не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей.

Русские народные…. Вы ведь не раз встречали эти слова. Это ведь тоже  имя автора, только коллективное. В далекие времена, когда у людей ни грамоты, ни книг, всякая песня , всякая сказка только и могла существовать, переходя от человека к человеку « из уст в уста». Поэтому всё, что так предавалось и пришло к нам из глубины веков. Мы  называем теперь  устным народным творчеством или фольклором. ( на доске)

Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, эти замечательные произведения искусства, которые в течении своей долгой жизни постоянно совершенствуются, оттачиваются мастерами слова. Поэтому в народных сказках, песнях, привлекает нас не только их богатое содержание, народная мудрость, но и богатый народный язык, поэтичность и выразительность этих произведений.  Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С.Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники( Н. Васнецов, И. Репин, М. Врубель и др.) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок .

  1. Итак, на какую тему мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

Говорят дети: (на экране) устное народное творчество или фольклор (прочитать хором)

Учитель:

— Наш необычный урок будет проходить в виде конкурса двух сторон: «Красны девицы» — « Добры молодцы».

— Как вы понимаете: красны девицы, добры молодцы(ответы детей).

— Как вы считаете, с какой целью проводим этот урок.

Говорят дети:

Лучше, больше узнать как богат,

многогранен русский фольклор.

Показать гостям, как много жанров.

Знать обычаи, традиции наших предков.

Уметь представить каждый жанр в русском, народном стиле….

Учитель: оценивать ваши способности будет наше жюри : …..

Представляя жанры, помните о напевности, поэтичности, будет ещё оцениваться активность.

  1. Содержание мероприятия.

На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».

  1. Былины – первый жанр, который мы будем сегодня представлять.

Былины – это своеобразные старинные народные песни, повествующие о событиях прошлых веков, о вражеских набегах, о жестоких кровопролитных битвах, которые развёртывались на российских полянах.

— Скажите, вам знакома эта репродукция? (В. Васнецов «Богатыри»)

-Назовите  имена русских богатырей? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович).

-Почему художник изобразил трёх богатырей?  ( число три в древности имело значение множественности).

— Трое богатырей, стоящих на заставе, как бы олицетворяют весь народ.

— Скажите как нужно читать былину?

Темп? (медленно, напевно, неторопливо)

Тон? ( торжественный, плавный, спокойный)

Гусли – старинный струйный инструмент.

— Попробуйте прочитать отрывки из былин, учитывая эти рекомендации.

2) – Представьте весёлую ярмарку. Кого там  только не было! Фокусники, бродячие актёры и, конечно скоморохи с потешками и прибаутками.

Следующий жанр устного народного творчества: Прибаутки, потешки, песенки.

Опережающее задание: Значение слова потешка словарь Ожегова ( читает ученица)

— Так кто сегодня нас потешит!

На экране: потеха – потешать – потешка.

— Чем объеденены эти слова? ( они однокоренные)

Дети представляют данный жанр устного народного творчества.

1.

Как задумал комарик жениться

Как взял себе мушку – невесту

Он неряху, неряху, неряху.

Она только по ………. летит

Из кувшинчиков сметану поедает

Комарика  бедного ……..

Полетел комарик во лесок,

Уполоз комарик на дубок.

Как поднялися буйные ветры,

Размахались, раскачались все дубочки.

Он зашиб себе буйну головку.

 

Прилетели мушки – дружки да во кружечек,

Стали комарика собирать во колочек,

И сделали ему коробочек

Ореховой скорлупки,

Накрыли его в три рогошки,

Положили его при дорожке

……………..

……..

2.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок.

Ехал  Ванюшка –дружок

Ехал Ваня, …..

…………..

Он упал, упал – лежит

Никто к Ване не бежит…

 Таня с Машей увидали –

Прямо к Ване подбежали.

Прямо к Ване побежали

Да за обе руки брали

Они брали, подымали,

На коня его сажали,

В путь – дорогу провожали:

— Как поедешь ты Иван,

Не зевай по сторонам.

3.

Скок – поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел

Молодичка

Невеличка –

Сама с вершок

Голова с горшок

Молодичка – молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк

Простояла весь денёк.

  1. Небылицы – своеобразные народные юморезки.

Это жанр, который своим содержанием даёт мощный толчок к развитию воображения и юмора.

       

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина.

По поднебесью сер медведь лежит,

Он ушками, лапками помахивает.

Он черным хвостом принаправливает.

Небылица а лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина,

На горе корова белку лаяла,

Ноги …………………………..

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина,

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела.

Мылы деточки поросяточки

По сучкам сидят, поверхам глядят,

По верхам глядят, улететь хотят.

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина.

4)Русские народные песни

Большинство  народных песен связано с трудом, бытом простых людей, с обычаям и, конечно, с праздниками.

А ещё своими песнями люди старались задобрить природу, вызвать её расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему вырастить богатый урожай. Люди верили, что путём просьб, требований, заклинаний, обрядов они смогут повлиять на течение событий и свою жизнь, изменив её к лучшему.

Русская народная песня « На горе – то, калина»

На горе – то, калина

Под горою малина.

Ну что ж ,кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело ,гуляли!

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

Танцуют девочки, а все остальные дети поют.

5. Считалки.

— С чего начинается каждая игра? (со считалки)

Учитель:

— «Кокол, бокол, шишел, вышел»;

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам – друг,

Крестовик – большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука давай попросим:

«ты обжора, не ходи»

Ну – ка, Машенька, води!

Завтра с неба прилетит,

Синий, синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди,

А не веришь – выходи!

 Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до тех пор…

Поищи и ты топор!

6)  Загадки  — древнейший вид устного народного творчества.

Тематика загадок – самая разнообразная. Загадка развивает сообразительность.

Две команды «Добры молодцы» и « Красны девицы»

Одна команда играет против другой.

Учитель:

  • Два раза родится,

а один раз умирает.(птица)

  • Чем больше из неё берешь,

Тем больше она становится. (яма)

  • Тонкая девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длинней ночи,

Тем она короче,

От горячих слез. (свеча)

  • Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (ветер)

  • Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (стул)

Голова не пуд,

Как ударит –

Крепко станет. (молоток)

За блеском треск,

За треском плеск. (молния, гром, дождь)

7)Поддержка гостей.

— Возвратимся  к жанру устного народного творчества – русские народные песни.

Исполняет папа  Гриши – Николай Владимирович.(игра на баяне)

Скороговорки —  безобидной и весёлой словесной игрой детей были быстрое  повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво.

Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.

Команды по очереди представляют этот жанр устного народного творчества.

  • У Любашки – шляпка,

У Полюшки – плюшка,

У Павлушки – шлюпка,

У Илюшки – клюшка.

  • У нас на дворе – подворье

Погода размокропогодилась.

  • Орел на горе. Перо на орле.
  • Мылась мила мылом.
  • Ткач ткёт ткани на платье Тане.

Учитель: Всех скороговорок  не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

— Возвращаемся к жанру устное  народное творчество – русская народная песня « В деревне было Ольховке»

В деревне было Ольховке.(2раза)

Припев :

Лапти, да лапти, да лапти мои

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои

Эх, лапти мои, лапти липовые

Вы не бойтесь ходите,

Тятька новые сплетёте!

Эх ну! Тьфу.

Там жил- был парень Андреяшка

Полюбил Андреяшка Порашку

Он носил ей дорогие подарцы

Всё прянцы да баранцы

Не велел ему Тятька жениться…

Эх, заплакал тут наш Андреяшка.

А за ним заревела Парашка.

8)Пословицы, поговорки —  маленькие произведения устного народного творчества.

В пословицах много тонкого народного юмора, остроумия, народной мудрости.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют.

Тематика пословиц разнообразна: о Родине, о дружбе, о труде, об уме, о доме, о глупости, о счастье, о несчастье, о смелости, о трудности, о том каким надо быть человеку.

Знать пословицы и поговорки, уметь вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.

— Проведем конкурс между командами.

  • Продолжи пословицу
  • Командам вспомнить пословицы и поговорки где встречаются числа.

Не смейся над старшим – сам будешь стар.

Не всяк умен, кто красиво наряжен.

Баба и кошка в избе, а мужик и собака – во дворе.

Баба с возу – кобыле легче.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Заблудился в трёх соснах.

Один в поле не воин.

Седьмая вода на киселе.

9)Русские народные сказки.

Учитель:

— Какие  русские народные сказки вы знаете?  (ответы детей)

Читает ученица:

За ступенькою ступенька –

Станет лесенка,

Слово к слову

Ставь складненько –

Будет песенка,

А колечко на колечко –

Станет вязочка

Сядь со мною на крылечко

Слушай сказочку.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»(инсценировка : сказочник, лиса, журавль, дети в костюмах)

10) Частушки.

— Издавна на Руси дорогих гостей встречали блинами, пирожками, сушёными грибами, веселыми песнями и задорными частушками. Следующий жанр русского народного творчества ….частушки!(дети хором)

Дети поют частушки.

  1. Заключение.

Учитель: я думаю, что сегодняшний разговор о жанрах устного народного творчества получился живой и интересный. Можно было бы еще поговорить  о таком виде устного народного творчества как причитаниях или закличках, которым более  100 лет.

Дождик, дождик веселей

Чтобы травка зеленей

Божья коровка, улети на небо

Принеси нам хлеба…

— Это пришло к нам от наших предков.

Но хороша веревка длинная, а речь короткая.

Необъятное объять невозможно.

— Хочу   задержать ваше внимание на том, что есть такие ученые – фольклористы, которые специально собирают сказки, загадки, частушки, а потом всё это появляется в книгах, публикуются.

Выставка книг.

— Вот такими книгами вы пользовались при подготовке у уроку.

Спасибо вам! Я очень довольна. Вы чудесно, здорово представили жанры устного народного творчества. И если мы хотя бы чуть- чуть потешили и развеселили наших гостей – это и будет наивысшей оценкой нашей работы, нашего труда.

Урок окончен.

Устное народное творчество 3 класс

Урок — соревнование по устному народному творчеству 3 класс

Мевзу: Халкъ агъыз яратыджылыгъы. Умумийлештириджи дерс.

Макъсад: талебелернинъ бильгилерини тешкерюв. Сёз байлыгъыны зенгинлештирюв. Ватанперверлик дуйгъусыны ашлав.

Вазифелер:

1)Окъув: Балаларнынъ халкъ агъыз яратыджылыгъы акъкъында бильгилерини теренлештирмек ве умумийлештирмек, дерсте алынгъан бильгилеринен бол къулланмакъ, беджериклегини шекиллендирмек.

2) Тербиевий: Гузелликке севги ашламакъ.

3) Илерилев ве догърултув: Суаль – джевап шеклинде агъзавий нуткъуны инкишаф этмек ичюн махсус шартларны яратмакъ; талебелернинъ эмоциональ ве ираде сааларыны тюзетмеге тырышмакъ.

Донатма: карточкалар, ресимлер.

Дерс кетишаты

  1. Тешкилий къысым.

Азиз балалр! Кечкен дерслеримизде биз сизлернен халкъ агъыз яратыджылыгъы акъкъында чокъ лаф эткен эдик. Бугуньки дерсимиз бу мевзуны умумийлештириджи нетиджесине багъышлана. Келинъиз бакъайыкъ, ким насыл бу мевзуны анълады. Сыныфымызны 3 командагхъа болейик: «Достлукъ», «Бирлик» ве «Муаббетлик».

Мен сизлерге суаллер ве вазифелер азырладым. Эр суальге догъру берген джевабынъыз йылдызчыкънен такъдим этиледжек.

Дерснинъ сонъунда исе сайып бакъарыкъ, къайсы командада йылдызчыкълар чокъ.

  1. Къырымтатар халкънынъ агъыз яратыджылыгъы пек зенгин олгъаныны биз эпимиз билемиз. Эвель заманларда халкъ арасындан чыкъкъан истидатлы адамлар бу эсерлерни яраттылар. Олар асырлар бою агъыз-агъыздан айтылып, несильден-несильге келип кельгенлер.

— Айтынъыз, халкъ агъыз яратыджылыгъына насыл эсерлер кире? (аталар сёзлери, тапмаджалар, тезайтымлар, саювлар, масаллар).

  1. Аталар сёзлери дединъиз. Къырымтатар халкънынъ агъыз яратыджылыгъындан энъ къадимий ве энъ сыкъ къулланылгъан жанрлардан биридир. Оларнынъ мевзу даиреси гъает кеништир. Олар аяттаки вакъиаларны, фикирлерни тасдыкълайлар.

— Насыл аталар сёзлерини билесинъиз?

Мен шимди икяечик окъуйым. Сизлер исе бу икяечикке келишкен аталар сёзлерини тапынъыз.

«Эки аркъадаш» (Л.Толстой), «Чебер къызчыкъ» (Леман Сулейман)

ЭКИ АРКЪАДАШ

Эки аркъадаш дагъ ичинде кетеяткъанда, къаршыларына аюв чыкъа. Аркъадашларнынъ бири къоркъкъанындан къачып, терекке тырмаша ве пытакълар арасында сакълана. Экинджиси исе ёл ортасында къала. Не япмагъа бильмейип, ольген киби ёл ортасында ята. Аюв онынъ янына келип, къокълап башлай. О исе нефес алмай ята. Аюв оны ольген беллеп, янында айланып, кечип кете. Аюв кеткен сонъ, аркъадашы теректен тюшип, куле: — Сонъ, аюв сенинъ къулагъынъа не айтты? — Яман адамлар аркъадашынынъ башына беля кельгенде, ташлап къачалар, — деди.

ЧЕБЕР КЪЫЗЧЫКЪ

Чебер къызчыкъ Эмине

Эрте келе мектепке.

Дюльбер, темиз кийине,

Нумюне о, эдепте.

Антери ве оглюги

Озюне пек ярашкъан,

Къызчыкъ ачыкъгонъюлли,

Юзю, дерсинъ, гуль ачкъан.

Эмекни де пек севе,

Чеберликни огренди.

Анасынен бирликте

Антер тике о энди.

Тахтада:

Дост къара куньде белли олур.

Бильмеген адамнен ёлгъа чыкъма.

Кульме къомшунъа — келир башына.

Адамны адам эткен иштир.

  1. Тапмаджалар дединъиз. Тапмаджалар эвель заманда пейда олып башлагъанлар. Инсанлар даима табиат адиселерни, этрафындаки олгъан шейлерни огренмеге, бильмеге тырышкъанлар.

Тапмаджаларны уйдурып айтмагъа бильмек керек. Чешит шейлерни бири-биринен тенъештирип, бири-бирине ошатып огренгенлер. Джевабыны тапмакъ ичюн фикир этмек, тюшюнмек керек, чокъ шей бильмек керек.

Тапмаджа тап сёзюнден пейда олгъаныны билемиз. Бир киши айта, дигери исе джевабыны тапа.

Насыл тапмаджаларны билесиз? (командалар джевап берелер)

Энди мен айтайым тапмаджа, сизлер исе джевабыны тапынъыз.

  1. Сувда догъа, сувдан къоркъа. (ТУЗ)

  2. Бир сёнер, бир янарым. Тийген еримни якъарым.(ЙЫЛДЫРЫМ)

  3. Антери чокъ. Дёгмеси ёкъ. (КЪАПЫСТА)

командаларгъа вазифе: Берильген сёзлерден тапмаджа уйдурынъыз.

«Достлукъ»: башы, къуйругъы, таракъ, оракъ.

«Бирлик»: отлар, ешиль, севе, пек, бере, балаларгъа, сют.

«Муаббетлик»: ичинде, тобанлар, мен, топчыкъ.ю акъ, къозладым.

  1. Тезайтымлар. (Командалар тезайтымларны айталар).

Физдакъкъа:

Къолларымны котердим,

Терек киби салладым,

Къуш киби учтум,

Ериме явашнен отурдым.

    1. Саювлар (бир-бирине саювларыны айталар)

    1. Масал да — халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ бири. Масал дегени халкъ тарафындан уйдурылгъан ве агъыздан айтылгъан бедий эсердир. Эвель заманларда къартана, къартбабалар торунларыны янларына топлап, масаллар айтып оларны эглендире ве файдалы насиатлар бере эдилер.

Насыл сёзлернен масаллар башлана? (Заман-заман экеде….., Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ экен).

Насыл масалларны билесинъиз?

Оджа масаллардан парчаны окъуй, командалар исе масалнынъ серлевасыны тапып айталар.

    1. Нетиджелев. Бизим дерсимиз сонъунъа етти. Келинъиз йылдызчыкъларны саяйыкъ.

План-конспект урока по чтению (3 класс): Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».

Цель урока:

— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

 Формировать УУД:
Предметные: 
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
• Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
Метапредметные: 
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: учебник, записи на доске, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.

Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Организация направленного внимания на начало урока

Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)

Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.
Запись на доске. 
Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать сое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.

Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.

Анализируют предложенные правила поведения на уроке; объясняют  для чего их нужно выполнять.

2.Актуализация знаний, мотивация.

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Речевая разминка.

Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну.

А что это за страна вы сейчас узнаете.

 Прочитайте стихотворение.

Коляда, коляда,
Приходи из далёка,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты — сани
Покатили сами —
От села до села,
Коляда весела.

— Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

— Прочитаем все вместе плавно и певуче.

— Прочитаем с ускорением.

— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

— Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?

— Кто придумал эту песню?

Дети читают стихотворение медленно, «жужжащим» чтением; плавно и певуче; с ускорением.

Колядку.

Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание  колядовщиков, молодёжные игры, гадания. (отвечает подготовленный ребенок)

3. Постановка цели и задачи урока.

Выдвинуть предположение  о теме и целях предстоящего урока.

Словарная работа.

— Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни».

 – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

— С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

— Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

— К какому жанру можно отнести колядки?

Дети  высказывают свои предположения о  целях урока; отвечают на вопросы учителя.

Это песни.

4. Первичное восприятие произведения.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

1) Беседа о русских народных песнях.

– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)

— Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.

— Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?

Песни бывают:

— Колыбельные песни;

— Песни-потешки;

— Заклички;

— Шуточные песни;

— Плясовые песни.

— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.

Чтение стр.14-15.

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание песен.

5.Выявление особенностей восприятия  (проверка восприятия)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.

— Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
—  По исполнению, какие это песни?

— Когда исполнялись эти песни — заклички?

— К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

— Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.

— Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

— Кто подразумевался под образом лебёдушки?

— Когда молодая девушка покидает свой дом?

— Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»

— Прочитайте песенку на стр. 17.

— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

Физминутка.

— Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?

Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Читают  самостоятельно песни.

6.Повторное восприятие

(перечитывание)

Углубить восприятие произведения

Дети делятся на группы, каждая из которых готовит выразительное чтение одной песни.

Чтение песен вслух.

7.Рефлексия деятельности

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания?

— Чем понравился урок?

— Что нового узнали?

— Чему учились?

 — Как оцениваете свою работу?

Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя; сознаются в том, что получается или не получается.

8. Домашнее задание

Закрепить умения, полученные на уроке

Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.

Дети записывают домашнее задание в дневник

Оценочная деятельность

Дать оценку, полученным знаниям.

Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся.

 

 

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество

   (Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

                                                         КВН

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Коммуникативные – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

 Познавательные – отбор и  структуирование  необходимой информации.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные — коррекция своих действий, моделирование изучаемого содержания. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.

                                                         Ход    урока.

I. Орг.момент. Вступительное слово учителя:

Сегодня КВН у нас,

Мы рады видеть вас  сейчас

Всех дорогих  гостей —

Родителей, учителей!!!

    Сегодня наш КВН посвящён устному народному творчеству. Вы покажите, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу.(Слайд 1)

       Играть будут 2 команды: «Сивка — Бурка» и « Жар- птица».

-Какой КВН без ЖЮРИ?  Это будут наши гости.

-Ребята,  чтобы время зря не терять вам надо КАПИТАНОВ выбирать!

— Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

II. Конкурсы.

Конкурс  1 «Разминка» (самый-самый) ( Слайд 2)

Я буду командам по очереди задавать вопросы.

Вы должны назвать сказочного героя или предмет из сказки.

Оценки: За каждый правильный ответ 1 балл

На обдумывание 10 секунд.

 -Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

 -Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

 -Самый быстрый  сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

 -Самый гостеприимный, вместительный  домик.(Теремок)

 -Самый долгоживущий  сказочный герой.( Кащей  Бессмертный)

 -Самый  трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

 -Самое  шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

 -Самая говорящая речная рыба. (Щука)

 Прошу жюри огласить результаты.    

 Конкурс 2 «Кроссворд» (Слайд 3)

 Задание: Команды по очереди отвечают на вопросы, данные в кроссворде.

 За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 Конкурс 3 «Виды фольклора» (Слайд 4)

 Задание: за 2 минуты вы должны перечислить как можно больше видов  

 фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Раздать листочки и

  ручки. Время пошло!

  (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная  

 сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).

 За каждый правильный ответ 1 балл.

  Конкурс 4 «Закончи пословицу»  (Слайд 5)

  На листочках у вас записано начало пословиц, вы напишите конец.

  1 балл за каждую правильную пословицу.

 — Труд человека кормит, а … лень портит.

 — Кончил дело — … гуляй смело.

 — Один за всех — … все за одного.

 -Терпение  и труд – …всё перетрут.

  Физкультминутка. (Слайд 6)

   Конкурс  5 «Конкурс капитанов» (Слайд 7)

   Блиц-опрос. Кто больше даст правильных ответов.

   Время на обдумывание 3 секунды.

 

 — На чём предпочитала передвигаться Баба- яга?    (На метле и ступе)

 — Русская народная  эпическая песня о богатырях – это…  (Былина)

 — Какая  избушка была у Бабы –Яги?    (На курьих ножках)

 — Кого вылепили старик со старухой из снега ?    (Снегурочку)

 — В этой сказке всё по три    .(Три медведя)

 — Из чего солдат вари кашу?     ( Из топора)

 — Кто выручал из беды Петушка в РНС «Кот, Петух и Лиса»     (КОТ)

 — Чем играл братец Иванушка  у Бабы – яги из сказки «Гуси — лебеди»      

   (Золотыми яблочками)

 — Из какой сказки пословица «Как аукнулось – так и откликнулось»    

   («Лиса и журавль»).

 — Кто из обитателей болота стал женой Царевича?      (Лягушка).

 — Как звали царя – отца Иванушки из сказки «Сивка — Бурка»?     (Афронт).

 — Сказочное название скатерти?      (Самобранка).

 Конкурс 6 «Составь название сказки» (Слайд 8)

  Соедини слова так, чтобы получилось  название сказки.

  За правильный ответ 1 балл.

 Конкурс 7 «Угадай сказку по опорным словам» (Слайд 9)

 Из данных слов  составьте название сказки

 За правильный ответ 1 балл.

Конкурс 8 «Викторина по сказкам» (Слайд 10)

Ответьте на вопросы и назовите сказку.

За правильный ответ 2 балла.

Конкурс 9. «Что такое сказка?» ( Слайд 11)
 Задание 1. 
— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
— Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: Сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Задание 2. 
— Прочитайте по ролям фрагмент сказки.

За выполненное правильно задание 5 баллов.

Конкурс 10.  «Узнай героя или назови  сказку». (Слайд 12)

Нужно выбирать загадку и отгадать её.  На обдумывание 5 секунд.

  1. – Колотил и колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом.  («Лиса и журавль»)

  1.  -Удивляется народ:

            Едет печка, дым идёт,

            А Емеля на печи

            Ест большие калачи!

            Чай сам наливается

             По его хотению,

             А сказка называется… («По щучьему велению»)

  1. — Прямо в болото упала стрела,

             А в этом болоте царевна жила,

             Как звали царевну, скажи мне на ушко.

             Я знаю, ты помнишь — … (Царевна — лягушка)

       4) — «Не пей, Иванушка, если устанешь…»

             А братец всё выпил до донышка.

             «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!»

              Плачет…  (Сестрица  Алёнушка )

        5)  Сидит в корзине девочка

              У мишки за спиной.

              Он сам того не ведая,

              Несёт её домой.

              Ну, отгадал загадку?

             Тогда ответь скорей!

              Названье этой сказки…(«Маша и медведь»)

          6) Ждали маму с молоком,

               А пустили волка в дом.

               Кем же были эти

               Маленькие дети… (Семеро козлят).

 

   X. Рефлексия. (Слайд 13-25)

       — Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка раскрасится.

-Молодцы!

 

 

Методическая разработка (3 класс) на тему: Методическая разработка урока литературного чтения «Обобщение по разделу устное народное творчество», 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

 Методическая разработка урока литературного чтения, 3 класс

УРОК-КВН

«ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»»

                                                     Ермилова Н.Н.,

                                                                                  учитель начальных классов

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Коммуникативные – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

 Познавательные – отбор и  структуирование  необходимой информации.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные — коррекция своих действий, моделирование изучаемого содержания. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.

                                                         Ход    урока.

I. Организационный момент.  

Сегодня КВН у нас,

Мы рады видеть вас  сейчас

Всех дорогих  гостей —

Ведь у нашей школы ЮБИЛЕЙ!

II. Постановка цели. Урока.  Речевая разминка.

(читают на карточках)

— Прочитайте стихотворение Валентина Берестова :

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

 -Скажите, к какому разделу можно отнести жанр сказка?

(Устное народное творчество)

Сегодня наш КВН посвящён устному народному творчеству. Вы покажите, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу. (Слайд 1)

       Играть будут 2 команды: «Сивка — Бурка» и « Жар- птица».

-Какой КВН без ЖЮРИ?  Это будут наши гости.

-Ребята,  чтобы время зря не терять вам надо КАПИТАНОВ выбирать!

— Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

III. Конкурсы.

Конкурс  1 «Разминка» (самый-самый) ( Слайд 2)

Я буду командам по очереди задавать вопросы.

Вы должны назвать сказочного героя или предмет из сказки.

Оценки: За каждый правильный ответ 1 балл

На обдумывание 10 секунд.

 -Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

 -Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

 -Самый быстрый  сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

 -Самый гостеприимный, вместительный  домик.(Теремок)

 -Самый долгоживущий  сказочный герой.( Кащей  Бессмертный)

 -Самый  трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

 -Самое  шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

 -Самая говорящая речная рыба. (Щука)

—  Прошу жюри огласить результаты.    

 Конкурс 2 «Кроссворд» (Слайд 3)

 Задание: Команды по очереди отвечают на вопросы, данные в кроссворде.

 За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 Конкурс 3 «Виды фольклора» (Слайд 4)

 Задание: за 2 минуты вы должны перечислить как можно больше видов  

 фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Раздать листочки и

  ручки. Время пошло!

  (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная  

 сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).

 За каждый правильный ответ 1 балл.

  Конкурс 4 «Закончи пословицу»  (Слайд 5)

  На листочках у вас записано начало пословиц, вы напишите конец.

  1 балл за каждую правильную пословицу.

 — Труд человека кормит, а … лень портит.

 — Кончил дело — … гуляй смело.

 — Один за всех — … все за одного.

 -Терпение  и труд – …всё перетрут.

  Физкультминутка. (Слайд 6)

   Конкурс  5 «Конкурс капитанов» (Слайд 7)

   Блиц-опрос. Кто больше даст правильных ответов.

   Время на обдумывание 3 секунды.

 

 — На чём предпочитала передвигаться Баба- яга?    (На метле и ступе)

 — Русская народная  эпическая песня о богатырях – это…  (Былина)

 — Какая  избушка была у Бабы –Яги?    (На курьих ножках)

 — Кого вылепили старик со старухой из снега ?    (Снегурочку)

 — В этой сказке всё по три    .(Три медведя)

 — Из чего солдат вари кашу?     ( Из топора)

 — Кто выручал из беды Петушка в РНС «Кот, Петух и Лиса»     (КОТ)

 — Чем играл братец Иванушка  у Бабы – яги из сказки «Гуси — лебеди»      

   (Золотыми яблочками)

 — Из какой сказки пословица «Как аукнулось – так и откликнулось»    

   («Лиса и журавль»).

 — Кто из обитателей болота стал женой Царевича?      (Лягушка).

 — Как звали царя – отца Иванушки из сказки «Сивка — Бурка»?     (Афронт).

 — Сказочное название скатерти?      (Самобранка).

 Конкурс 6 «Составь название сказки» (Слайд 8)

  Соедини слова так, чтобы получилось  название сказки.

  За правильный ответ 1 балл.

 Конкурс 7 «Угадай сказку по опорным словам» (Слайд 9)

 Из данных слов  составьте название сказки

 За правильный ответ 1 балл.

Конкурс 8 «Викторина по сказкам» (Слайд 10)

Ответьте на вопросы и назовите сказку.

За правильный ответ 2 балла.

Конкурс 9. «Что такое сказка?» ( Слайд 11)
 Задание 1. 
— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
— Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: Сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Задание 2. 
— Прочитайте по ролям фрагмент сказки.

За выполненное правильно задание 5 баллов.

Конкурс 10.  «Узнай героя или назови  сказку». (Слайд 12)

Нужно выбирать загадку и отгадать её.  На обдумывание 5 секунд.

  1. – Колотил и колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом.  («Лиса и журавль»)

  1.  -Удивляется народ:

            Едет печка, дым идёт,

            А Емеля на печи

            Ест большие калачи!

            Чай сам наливается

             По его хотению,

             А сказка называется… («По щучьему велению»)

  1. — Прямо в болото упала стрела,

             А в этом болоте царевна жила,

             Как звали царевну, скажи мне на ушко.

             Я знаю, ты помнишь — … (Царевна — лягушка)

       4) — «Не пей, Иванушка, если устанешь…»

             А братец всё выпил до донышка.

             «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!»

              Плачет…  (Сестрица  Алёнушка )

        5)  Сидит в корзине девочка

              У мишки за спиной.

              Он сам того не ведая,

              Несёт её домой.

              Ну, отгадал загадку?

             Тогда ответь скорей!

              Названье этой сказки…(«Маша и медведь»)

          6) Ждали маму с молоком,

               А пустили волка в дом.

               Кем же были эти

               Маленькие дети… (Семеро козлят).

 

   IV.  Рефлексия. (Слайд 13-25)

       — Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка раскрасится.

-Молодцы! Вы хорошо знаете материал по разделу «Устное народное творчество».

V. Подведение итогов.

 

Урок-викторина тема»Устное народное творчество» 3 класс

Государственное учреждениеЛуганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение – гимназия №52»

Урок литературного чтения

3 класс

Тема: Урок-викторина

«Устное народное творчество»

hello_html_196d9a5e.png

учитель Черникова Л.В.

г.Луганск

2017г.

Тема: Игра–викторина «Устное народное творчество»

Цели:

  1. Обобщить знания о произведениях устного народного творчества.

  2. Прививать любовь к русской земле, родному искусству.

  3. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.

  4. Обучать работе в группах.

  5. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Формы и методы работы:

  1. Игровая технология

  2. Технология интерактивного обучения

  3. Метод дискуссии и конструктивного диалога

  4. Метод организации начала урока

  5. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки

  6. Метод театрализации

  7. Самооценка и взаимооценка

  8. Групповая

  9. Презентация

  10. Самостоятельная работа

  11. Релаксация

  12. Игра

  13. Соревнование

Оборудование : компьютер;

презентация к уроку;

раздаточный материал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

Добрый день. Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине «Устное народное творчество». Сегодня соревнуются 3 команды. (Представляются команды и их капитаны). Итак, мы начинаем! hello_html_1890c138.jpg

  1. Актуализация знаний.

Конкурс 1 «РАЗМИНКА»

Команда 1

1

2

3

4

5

6

7

Каждая команда должна разгадать кроссворд, если все слова будут разгаданы верно, то в выделенных клетках получится ответ на вопрос: Вид устного народного творчества (загадка)

  1. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)

  2. Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

  3. Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)

  4. На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)

  5. В огороде вырастаю. А когда я созреваю,
    Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (Помидор)

  6. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

  7. Ее тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

hello_html_94c262e.jpghello_html_m5cf29e50.jpg

Конкурс 2 «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для команд: Куй железо век учись.

Один в поле то и пожнешь.

Что посеешь не воин.

Век живи пока горячо!

hello_html_m32b432de.jpg

Конкурс 3 «СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ»

Дети должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (

  1. Сестрица __________ и братец Иванушка.

  2. Иван – царевич и ___________волк.

  3. У страха _________ велики.hello_html_m57dcaf9e.jpg

  4. Финист — _______________ сокол.

  5. _________ из топора.

  6. Летучий _____________. 

hello_html_m37152f0d.jpghello_html_3479d1d3.jpg

Конкурс 4 «ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК».

Командам по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопросы.

  1. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

  2. Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по — змеиному. (Соловей – разбойник)

  3. Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич)

  4. Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку)

  5. Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали)

  6. На какую авторскую сказку похожа сказка «Сивка-бурка»? («Конек-горбунок»)

  7. Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка»)

  8. Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Конкурс 5 «СЛЕДОПЫТ».

Выбери признаки волшебной сказки и зачеркни лишнее

1-Текст-описание. 2-Зачин. 3-Троекратный повтор. 4-Волшебные предметы.

5-Сказочные персонажи. 6-Добро побеждает зло. 7-Реальные события.

(2,3,4,5,6)

Конкурс 6 «ВИДЕОВОПРОС».

1 часть. Внимательно посмотрите на иллюстрации к сказкам. Какая иллюстрация лишняя. К какой она сказке? ( №3; «Конек – горбунок»)

hello_html_34b680a4.jpg

2 часть. Определить народный промысел.

Конкурс 7 «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ».

Команды должны изобразить «живую картину» из изученных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Обязательное условие – задействовать всю команду. (команды заранее получили задание)

hello_html_1f93686f.jpghello_html_m198310a4.jpghello_html_m385c2242.jpg

  1. Подведение итогов урока.

Объявление результатов и награждение игроков

hello_html_m354309.png hello_html_m354309.png

  1. Домашнее задание. Рисунок к одной из сказок

Классный час по чтению (3 класс): КВН «Устное народное творчество»

1 ).Конкурс «Подбери прилагательное из сказки), н-р шерстинка – серебряная, золотая

Поле …(чистое)

Лес …(дремучий)

Девица …(красная)

Солнце …(ясное)

Молодец …(добрый)

Волк …(злой)

Вода …(живая, мертвая)

2).Закончи предложение

«жили-были…»,

 «скоро сказка сказывается, да не скоро…

 «долго ли, …»,

«не в сказке сказать …»,

 «я там был…»,

 «избушка, избушка …»,

«вот и сказке конец …»,

 «стали они жить-поживать…»

3). «Угадай сказку».

Я буду читать вам слова, а вы попробуйте узнать, в какой сказке они упоминаются.

  1. путь-дорога, терем, прялка, солнце, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мертвой царевне…»
  2.  откуп, изба, терем, жемчуг, царица, корыто, дурачина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. каравай, свадьба, ковер, Кощей Бессмертный, игла, стрела. «Царевна-лягушка»
  4. пшеница, Иванушка-дурачок, Елена Прекрасная, золотой перстень, конь, свадьба. «Сивка-бурка»

4). Следующий конкурс называется «Кто говорит эти слова?».

 Я буду читать слова из сказок, а вы, если узнали героя, говорите -кто он.

— «Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать…» (лягушка)

— «Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или от дела лытаешь )?» (Баба-Яга)

— «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!)» (Василиса Премудрая)

— «Ты, конечно, спору нет…» (зеркало)

— «Я ль на свете всех милее…» (злая мачеха)

— «Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди)» (старик)

— «Отпусти ты меня, Иванушка (на волю)» (конь)

5).Загадки.

—   Голубой платок, Алый клубок

По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)

— Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы.)

— Пришёл волк — весь народ умолк,

Ясен сокол пришёл — весь народ пошёл. (Ночь и день.)

—  Поднялись ворота — всему миру красота. (Радуга.)

— Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз.)

—  Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

—  Стоит городок — сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

—  Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал —

Там и пропал. (Сахар.)

— И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

— Утка ныряла — ныряла и хвост потеряла. (Иголка и нитка.)

—  Под землёй птица гнездо свила,

Яиц принесла. (Картофель.)

—  Маленький Иван — костяной кафтан. (Орех.)

— Без ног, а хожу, без рук, а указываю. (Часы.)

— Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок.)

—  Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга.)

6).Сказки

— Попробуем угадать,  что это за сказка?

—  Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох,

засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки.    («Репка»)

—  Колотил да колотил  по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.

(«Лиса и журавль»)

— А дорога далека, а корзинка нелегка,

сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок!

(«Маша и медведи»)

—  Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко,

Не послушался кота — выглянул в окошко.

(«Петушок — золотой гребешок»)

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода  в ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

— Красна девица  грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка.

(«Снегурочка»)

7).Особенности русского быта

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10.  Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)

11.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

12.  Назовите имена великих русских писателей?

13.  Какой русский царь любил плотничать? (Пётр.)

Что такое фольклор? — Что такое #Folklore?

С выпуском нового альбома Тейлор Свифт, Фольклор, многие люди спрашивают:

Что такое фольклор?

Фольклор — это знание всех нас. Это включает в себя традиционное искусство, истории, знания и практики людей.

В то время как фольклор может быть связан в памяти и истории, фольклор также связан с яркими живыми традициями и творческим выражением сегодня.

Фольклор охватывает широкий круг тем, включая проблемы, недавно освещенные в новостях, такие как фальшивые новости, криптозоология, легенды, праздники, интернет-мемы, традиционная и мировая музыка и сверхъестественное.Фольклористы активны во всех сферах нашего общества, изучая такие темы, как образование, здравоохранение, бедность и иммиграция.

В общем понимании фольклора этот термин ассоциируется либо с прошлым, либо с неточностью, но фольклор есть и делает гораздо больше! Хотя фольклор связывает людей с их прошлым, он является центральной частью жизни в настоящем и лежит в основе всех культур — включая любую культуру, которую мы называем нашей — во всем мире. Фольклор может включать в себя традиционные обычаи, верования, истории, танцы и песни.Это может включать в себя вещи, которые не подкреплены доказательствами (действительно ли Трамп все меняет с Sharpies? Роберт Джонсон действительно заключил сделку с дьяволом?), Но также включает в себя очень реальные, опытные, подтвержденные культурные выражения и убеждения людей. и сообщества, в которых они участвуют.

Уличное искусство в память о протестах Джорджа Флойда: фольклор. Новые способы празднования смерти в пандемии, которая изменяет наши общие ритуалы почитания жизни (такие как похоронные зумы): фольклор.Фольклор можно найти на вашей работе (шутки с кулером для воды или подходящее время для посадки и сбора урожая), в вашем доме (коробка с рецептами вашей семьи или стеганое одеяло на диване) или в Интернете (мемы, которые вы прокручиваете или цепочка) письма, которые вы получаете).

Каждая группа, обладающая чувством собственной идентичности, разделяет, как центральную часть этой идентичности, народные традиции — то, что люди учатся делать в основном посредством устного общения и на примере: верят (религиозные обычаи, мифы о творении, целительные чары ), до (танцевать, создавать музыку, шить одежду), знать (как построить ирригационную плотину, как ухаживать за недугом, как приготовить барбекю), сделать (архитектура, искусство, ремесло) и говорят (истории из личного опыта, загадки, тексты песен).

Эти способы веры и познания распространены среди небольших групп людей. Местные знания часто отвечают, увеличивают и заполняют промежутки между их собственным пониманием и знаниями, созданными более крупными, доминирующими или основными группами. Фольклор утверждает групповую идентичность, бросает вызов культурным нормам и предоставляет примеры того, как вести хорошую жизнь. Слово «фольклор» обозначает огромное и глубоко значимое измерение культуры.

Хотите узнать больше? Узнайте о области фольклористики, Американского фольклорного общества и некоторых из многих удивительных организаций и проектов, над которыми сейчас работают фольклористы!

Хотите узнать больше о фольклоре? Посетите нашу страницу «Определяющий фольклор»!

,

Dolch Grade Three

© Предоставлено Линн Гюнтер

Из 50-75% всех слов, используемых в школьных учебниках, библиотечных книгах, газетах и ​​журналах,
словарный запас Dolch Basic Sight из 220 слов (дошкольный до 3 класса). Список слов Дольча состоит из «служебных слов» (местоимений,
прилагательные, наречия, предлоги, союзы и глаголы), которые не могут быть изучены с помощью изображений.

В этом разделе я включил серию карточек, которые можно распечатать и использовать для укрепления
обучение, полный список дошкольных слов (см. таблицу) и некоторые идеи для использования карточек.




полный список три класса

около

лучше

принести

нести

чистый

вырезать

сделано

ничья

напиток

восемь

осень

далеко

полный

получил

растут

держать

горячая

больно

если

держать

вид

смеяться

свет

длинные

много

сам

никогда не

Только

владеют

забрать

семь

должен

шоу

шесть

маленький

начало

десять

сегодня

вместе

попробуйте

теплый

Идеи для использования карточек:

Карточки можно просто держать, давая ребенку возможность
читать каждый.Но если вы ищете более увлекательное занятие, попробуйте
комбинирование карточек Dolch с существительными картинками для разнообразных
действия (я перечислил некоторые предложения здесь от самых простых до самых сложных). Если
Вы печатаете карты для одного из старших классов, вы должны рассмотреть
распечатка и для предыдущих классов — слова Дольха накапливаются
и вы сможете делать более сложные предложения.

,

Фольклор

Фольклор состоит из легенд, музыки, устной истории, пословиц, шуток, популярных верований, сказок и обычаев, которые являются традициями культуры, субкультуры или группы. Это также набор практик, посредством которых разделяются эти выразительные жанры. Изучение фольклора иногда называют фольклористикой. Слово «фольклор» впервые было использовано английским антикваром Уильямом Томсом в письме, опубликованном в лондонском журнале «Атенеум» в 1846 году. [1] В использовании существует связь между фольклором и мифологией.Стит Томпсон предпринял серьезную попытку проиндексировать мотивы как фольклора, так и мифологии, предоставив схему, в которую могут быть помещены новые мотивы, и ученые могут отслеживать все более старые мотивы.

Фольклор можно разделить на четыре области изучения: артефакт (например, куклы вуду), описываемая и передаваемая сущность (устная традиция), культура и поведение (ритуалы). Однако эти области не являются самостоятельными, поскольку часто конкретный элемент или элемент может вписываться в более чем одну из этих областей. [2]

Артефакты

Такие предметы, как куклы, декоративные предметы, используемые в религиозных ритуалах, дома и сараи, построенные вручную, [3] , а также одежда и другие изделия ручной работы считаются [ кем? ] будет народных артефактов , сгруппированных в поле как «материальная культура». Кроме того, фигуры, которые изображают персонажей из фольклора, таких как статуи трех мудрых обезьян, могут считаться фольклорными артефактами, в зависимости от того, как они используются в культуре. [4] Оперативное определение будет зависеть от того, используются ли артефакты и ценятся ли они в том же сообществе, в котором они сделаны, и следуют ли они эстетике сообщества.

Устная традиция

Фольклор может содержать религиозные или мифические элементы, он в равной степени связан с иногда мирскими традициями повседневной жизни. Фольклор часто связывает практическое и эзотерическое в один повествовательный пакет. Его часто отождествляют с мифологией и наоборот, поскольку предполагается, что любая фигуративная история, не относящаяся к доминирующим убеждениям того времени, не имеет того же статуса, что и эти доминирующие убеждения. [ цитирование необходимо ] Таким образом, римская религия называется «миф» сегодняшними доминирующими религиями. Таким образом, и «миф», и «фольклор» стали универсальными терминами для всех образных повествований, которые не соответствуют доминирующей структуре убеждений.

Иногда «фольклор» носит религиозный характер, например, рассказы о валлийском Мабиногионе или рассказы, найденные в исландской скальдической поэзии. Многие из сказок в «Золотой легенде» г. Иакова де Форагина также воплощают фольклорные элементы в христианском контексте, а также рассказы о старом мистере.Бреннан. Примерами такой христианской мифологии являются темы, сплетенные вокруг Святого Георгия или Святого Христофора. В этом случае термин «фольклор» используется в уничижительном смысле. То есть, хотя рассказы об Одине Страннике имеют религиозную ценность для норвежцев, которые сочиняли эти истории, поскольку они не вписываются в христианскую конфигурацию, они не считаются «религиозными» христианами, которые вместо этого могут называть их «фольклором». »

«Народные сказки» — это общий термин для обозначения различных разновидностей традиционного повествования.Рассказывание историй, по-видимому, является универсальной культурой, общей для базовых и сложных обществ. Даже формы, которые принимают народные сказки, безусловно, схожи от культуры к культуре, и сравнительные исследования тем и способов повествования были успешными в выявлении этих отношений. Кроме того, это считается устной сказкой для всех. [требуется уточнение ]

С другой стороны, фольклор может использоваться для точного описания образного повествования, которое не имеет сакрального или религиозного содержания.По мнению юнгианцев, который является лишь одним из методов анализа, он может вместо этого относиться к бессознательным психологическим паттернам, инстинктам или архетипам ума. Это может иметь или не иметь компоненты фантастического (такие как магия, эфирные существа или олицетворение неодушевленных предметов). Эти сказки могут или не могут возникнуть из религиозной традиции, но тем не менее говорят о глубоких психологических проблем. Знакомая сказка «Гензель и Гретель» является примером этой тонкой линии. Явной целью рассказа может быть, прежде всего, мирская инструкция о безопасности лесов или, во-вторых, предостерегающая история об опасности голода для больших семей, но его скрытое значение может вызвать сильный эмоциональный отклик из-за широко понятых тем и мотивов, таких как «Страшная Мать», «Смерть» и «Искупление с Отцом.

В работе могут быть как моральные, так и психологические рамки, а также развлекательная ценность, в зависимости от характера рассказчика, стиля рассказа, возраста аудитории и общего контекста представления. Фольклористы, как правило, сопротивляются универсальным интерпретациям повествований и, по возможности, анализируют устные версии высказываний в конкретных контекстах, а не печатные источники, которые часто показывают работу или предвзятость автора или редактора.

Современные повествования, распространенные в западном мире, включают городскую легенду.Однако существует много форм фольклора, которые настолько распространены, что большинство людей не понимают, что они фольклорные, такие как загадки, детские стишки и истории о призраках, слухи (включая теории заговора), сплетни, этнические стереотипы, а также праздничные обычаи и жизнь велосипедные ритуалы. Рассказы о похищении НЛО, в некотором смысле, можно рассматривать как преображение сказок о дохристианской Европе или даже таких историй в Библии, как Восхождение Илии на небеса. Адриенна Майор, представляя библиографию по этой теме, отметила, что большинство современных фольклористов в основном не знают о классических параллелях и прецедентах, в материалах, которые лишь частично представлены знакомым обозначением Эзопика : «Древнегреческая и римская литература содержит богатые клады фольклорные и народные верования, многие из которых имеют аналоги в современных современных легендах »(например, Mayor, 2000).

Классическое исследование Владимира Проппа Морфология народной сказки (1928) стало основой для исследования структуры фольклорных текстов. Пропп обнаружил единую структуру в русских сказках. Его книга была переведена на английский, итальянский, польский и другие языки. Английский перевод был выпущен в США в 1958 году, примерно через 30 лет после публикации оригинала. Он был встречен одобрением обзоров и значительно повлиял на последующие исследования фольклора и, в более общем смысле, структурной семантики.Хотя его работа была основана на синтагматической структуре, она дала возможность понять структуру народных сказок, из которых он обнаружил тридцать одну функцию. [5]

Культурное

Фольклорист Уильям Баском утверждает, что фольклор имеет много культурных аспектов, таких как возможность избежать социальных последствий. Кроме того, фольклор также может служить для подтверждения культуры (романтического национализма), а также для передачи морали и ценностей культуры. Фольклор также может быть корнем многих культурных типов музыки.Кантри, блюз и мятлик все происходят из американского фольклора. Примерами артистов, которые использовали фольклорные темы в своей музыке, были: Билл Монро, Флэтт и Скраггс, Old Crow Medicine Show, Джим Кроче и многие другие. Фольклор также может быть использован для установления социального давления или его ослабления, например, в случае юмора и карнавала.

Кроме того, фольклористы изучают медицинские, сверхъестественные, религиозные и политические системы убеждений как важную, часто невысказанную часть выразительной культуры.

Ритуалы

Многие ритуалы иногда можно считать фольклорными, будь то формализованы в культурной или религиозной системе (например, свадьбы, крещения, праздники урожая) или практикуются в семейном или светском контексте. Например, в некоторых частях Соединенных Штатов (а также в других странах) под матрас помещают нож или ножницы, чтобы «сократить родовые боли» после родов. Кроме того, детские счетные игры можно определить как поведенческий фольклор. Кеннет Гольдштейн, «Стратегия отсчета: этнографическое фольклорное полевое исследование», в Elliott M. Avedon и Brian Sutton-Smith, eds., The Games of New York: John Wiley & Sons, 1971.

Дальнейшее чтение

  • мэр Эдриенн, «Библиография классической фольклорной стипендии: мифы, легенды и популярные верования Древней Греции и Рима», от Фольклор (апрель 2000)
  • Гроб, Тристрам Р .; Коэн, Хенниг, (редакторы), Фольклор в Америке; сказки, песни, суеверия, пословицы, загадки, игры, народная драма и народные гуляния , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1966.Выборки из журнала американского фольклора .

Внешние ссылки

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о