Во сколько дети осознанно начинают улыбаться: Когда ребенок начинает улыбаться осознанно, первые агуканья малыша

Содержание

Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев, мышечная гопотония когда ребенок начинает улыбаться осознанно

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

Признаки нормального развития ребенка

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. 

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

первая улыбка на радость маме

Содержание статьи

Улыбка – важный показатель эмоционального развития ребенка. В первый месяц дети улыбаются рефлекторно, не реагируя при этом на действия окружающих. Поэтому родителей, особенно мам, волнует вопрос: когда ребенок начинает улыбаться осознанно и как стимулировать появление долгожданной улыбки? Чаще всего это происходит в 2 или 3 месяца, но ничего страшного, если это случится чуть позже. Чтобы помочь малышу в его эмоциональном развитии, следует знать некоторые возрастные особенности и выполнять действия, которые способствуют возникновению улыбки.

Малыш улыбается

Малыш улыбается

Как развивается ваш ребенок?

Рассмотрите показатели развития детей в 2 и 3 месяца. Если у грудничка сформировались навыки, указанные в таблице, значит, скоро малыш подарит вам свою первую улыбку. Рефлексы постепенно преобразовываются в умения – не стоит торопить ребенка и беспокоиться без серьезного повода. Рассмотрите внимательно особенности данного периода, они станут основными помощниками в эмоциональном общении с ребенком.

2 месяца 3 месяца
Действия и речь Лежит на животе. Приподнимает голову и старается удерживать несколько секунд. Поднимается на руках из положения лежа. Держит игрушку. Машет ею. Реагирует на взрослого: вытягивается, дергает ножками и ручками. Тянется к игрушкам, если их повесить над ним. Пытается схватить.

Умеет гулить. Держит голову, может ею управлять.

Зрение и слух Фиксирует взгляд на предмете (погремушке) и на эмоционально значимом лице (обычно это мама). Слышит и узнает знакомый голос. Поворачивает голову на звук, водит глазами в сторону звука. Всматривается в лица, в предметы, также присутствует комплекс оживления при появлении мамы.
Восприятие окружающих Реагирует на эмоционально значимое лицо, проявляет отрицательные эмоции (плач, хныканье, крик), если от него уходят или не берут на руки. Пытается привлечь к себе внимание различными движениями рук, агукает, замирает при виде незнакомого предмета или человека, может вздрогнуть при неожиданном звуке.
Познавательная деятельность Хватает игрушки, вещи, одеяло и др. Прислушивается к музыке. Следит за предметами, за людьми и животными. Реагирует на игрушку, особенно яркую, или погремушку.
Память Имеет избирательную память, которая тесно связана с эмоциями; быстро все забывает, поэтому необходимо постоянно контактировать с малышом. Важную роль в формировании памяти и мышления играет эмоционально значимое лицо, чаще мама.

Младенец улыбается

Младенец улыбается

Как стимулировать осознанную улыбку?

Когда новорожденный начинает неосознанно улыбаться маме, ей хочется скорее увидеть более осмысленную улыбку малыша. Многие родители вместо того чтобы ждать, когда это случится у их ребенка, проводят с новорожденными несложные упражнения, ускоряющие развитие эмоциональных реакций. В этот период важно частое взаимодействие с малышами, так как они копируют мимику, жесты и даже артикуляцию, наблюдая за взрослыми.

  • Массаж и зарядка.

Проводите с грудничком ритмичную зарядку, сопровождаемую разговором с ним. «Левая ручка вверх у Андрюши поднимается, а теперь правая. И потягиваемся! Ножки прижали! Вытянули! Какой Андрюша большой!» Это способствует физическому и эмоциональному развитию, закладывает основы для развития речи. Слыша ваш голос, младенец запоминает его. Через некоторое время он начнет узнавать его, сформируется комплекс оживления – и появится улыбка.

Это первое артикуляционное упражнение вашего ребенка. В чем особенность этих стишков? При их произнесении важно выделять гласные и менять интонацию, окрашивая текст различными эмоциями. Груднички фиксируют артикуляцию взрослых и с развитием речи и мышления пытаются скопировать ее. Подобные упражнения помогают крохе произнести первые слова. А так как улыбка – это тоже артикуляционное упражнение, то и ее он попытается постепенно сымитировать. Потешки можно совмещать с другой деятельностью.

При умывании или купании (протяжно произнося ударные гласные):

«Водичка-водичка,

Умой Саше личико!

Пусть оно станет чистым!

Ярким и лучистым!»

Потешка при массаже или перед сном:

«Ножки сладкие!

Стопы гладкие!

Вкусные ладошки

У моего Антошки!»

  • Внимание мамы и простые прикосновения.

Двухмесячный малыш сильно нуждается в близости и контакте со взрослыми. Восприятие им действительности проходит через вас, поэтому важно чаще обнимать его, целовать, поглаживать спинку и ножки, брать на руки. Маленькие дети – кинестетики. Через прикосновения они принимают любовь. Также через касания активизируется центр удовольствия в головном мозге, выделяется гормон счастья.

Если будете выполнять данные рекомендации, то уже скоро увидите, как кроха улыбается в ответ на вашу ласку, внимание и улыбку. Помните, что редкое эмоциональное общение с ребенком может привести к плачевным последствиям, например задержке психического развития.

Мама целует довольного малыша

Мама целует довольного малыша

Особенности эмоционального общения с ребенком

Когда момент настал и вы все чаще стали замечать улыбающееся личико своего малыша, огромное значение имеет ваша эмоциональная реакция. Видя ответную улыбку, малыш снова улыбается, таким образом получается целый диалог. Ведь улыбка для ребенка – способ взаимодействия с окружающими. Это настоящая база социальных отношений. Ребенок понимает, что нужно улыбаться, и тогда ему ответят. Взаимные улыбки – проявление тесного контакта между вами и ребенком. На нем основывается дальнейшее эмоциональное общение и развитие малыша.

Если малыш редко улыбается, значит, нужно уделять ему больше внимания. Петь колыбельные, рассказывать сказки и стишки, включать спокойную или веселую музыку – все это способствует эмоциональному развитию детей. Если же результатов нет, значит, стоит сообщить об этом педиатру на приеме. Он даст квалифицированный совет или направление к другим специалистам.

Момент, когда дети начинают улыбаться, – один из самых долгожданных. Улыбка ребенка дарит безграничное счастье, поэтому родители мечтают приблизить это мгновение. Помните, что все дети развиваются индивидуально. Возрастные нормы появления первой осознанной улыбки следует воспринимать как ориентиры, а не догмы. Главное, чтобы ребенок был здоров и счастлив.

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно и как ему в этом помочь

Фото 1

Маленькие дети хныкают, плачут и капризничают не потому, что им это нравится. Такое поведение заложено природой и является единственным способом взаимодействия с окружающим миром до определенного возраста.

Отсутствие эмоциональной отдачи расстраивает родителей и заставляет искать ответ на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться.

Первые улыбки новорожденного

Фото 2Сроки появления первой улыбки отличаются в зависимости от психического, физического и эмоционального развития. У некоторых детей она возникает вскоре после появления на свет – в короткие периоды бодрствования или во время сна.

Такая улыбка является физиологической, не осознанной и не связанной с чувством радости. Сокращение лицевых мышц возникает когда младенцу хорошо (он сыт, доволен, находится в тепле и т. д.).

Врачи утверждают, что ребенок начинает улыбаться в утробе матери, задолго до рождения. Это неосознанный акт, рефлекторное поведение сродни подергиваниям ног и рук. Таким образом малыш тестирует свое тело и пытается понять, на что оно способно.

Когда малыш начинает улыбаться осознанно?

Многих родителей интересует ответ на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться по-настоящему. У всех детей это происходит в разном возрасте. В первые недели ребенок имеет сильную дальнозоркость. Он может различать темноту и свет, видеть очертания окружающих предметов и лица на расстоянии 20-30 см от него. Осознанная улыбка возникает, когда малыш повторяет мимику мамы или других людей.

Фото 3В первые недели после рождения он плохо видит лица, поэтому сокращение мышц носит только рефлекторный характер. Когда ребенку исполняется месяц, он учится фокусировать взгляд и наблюдать за движущимися объектами.

Особый интерес для него представляет мимика взрослых. Малыш смотрит на других людей и пытается их копировать (со стороны это смотрится так, будто ребенок замирает и сосредоточенно вглядывается в говорящего с ним).

Чтобы улыбнуться, нужно включить в работу 17 лицевых мышц, поэтому сделать это с первой попытки не получается. С точки зрения неврологов и педиатров, осознанное приподнимание уголков рта является эмоционально-двигательной реакций на другого человека.

Большинство детей начинают улыбаться осознанно в возрасте 1,5-2 месяца. Некоторые врачи называют другие сроки – от 5 до 12 недель. После появления первой улыбки ребенок с удовольствием дарит ее окружающим, особенно маме и папе.

Примерно к 7 месяцам малыш становится более разборчивым (в этом возрасте дети могут заплакать в ответ на приветливое обращение постороннего).

Улыбка является большой радостью для родителей и свидетельствует о нормальном умственном развитии. Вначале малыш реагирует на обращающихся к нему взрослых, затем – на их лица. Появление осознанной улыбки говорит о том, что младенец научился различать людей и неодушевленные предметы.

В 8-14 недель общение родителей с ребенком, пока в одностороннем диалоге, вызывает у ребенка полный комплекс оживления:

  • разнообразные звуки;
  • прогибание спинки;
  • движения головы;
  • вскидывание ног и рук.

В 3-4 месяца подобные реакции возникают при взаимодействии не только с людьми, но и с любыми яркими предметами (например, погремушками).

Фото 4

Как правило, дети начинают улыбаться осознанно в возрасте 1,5-2 месяца

Когда речь идет о развитии детей, родителям трудно останавливаться на достигнутом. Вскоре после появления первой улыбки они начинают мечтать о том, чтобы малыш начал смеяться. По мнению неврологов, смех должен проявляться через 20-30 недель после рождения. Однако все зависит от особенностей развития. Одни дети сдержанно улыбаются вплоть до полугода, другие заливисто хохочут через 3 месяца после появления на свет.

Как себя вести, чтобы ускорить процесс?

Существует несколько способов вызвать улыбку у ребенка:

  1. пощекотать. Легкие прикосновения к коже вызывают улыбку даже у самых маленьких детей. Нужно действовать аккуратно, чтобы не испугать малыша и не причинить ему боль;
  2. улыбнуться. Дети любят следить за мимикой взрослых и повторять ее. Если ребенок не улыбается в ответ, можно скорчить смешную рожицу;
  3. побыть нелепым. Такой способ вызывает улыбку у детей и взрослых. Существует множество способов удивить ребенка. Можно ходить на четвереньках, танцевать или копировать звуки, которые издают животные. Такое поведение приведет в восторг даже самого хмурого малыша;
  4. подуть в лицо. Удивительно, но факт: этот способ работает для многих детей в возрасте от 1 до 4 лет. Неизвестно, что больше нравится ребенку: эффект неожиданности или приятные ощущения, которые вызывает струя воздуха;
  5. заинтриговать. Можно спрятаться за край кровати и выглянуть оттуда со словами “ку-ку”. Хороший эффект дает демонстрация новых игрушек (в т. ч. музыкальных), знакомство с домашними животными и т. д.;
  6. растормошить. Чем активнее ребенок, тем лучше он себя чувствует и тем чаще улыбается. Маленькие дети не могут ползать и прыгать самостоятельно, поэтому родители должны взять все в свои руки. Можно активно качать малыша, носить по комнате, изображая самолетик и т. д. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы случайно не навредить ребенку.

Фото 5

Чем больше с малышом заниматься. тем скорее он начнет улыбаться

Делать все вышеперечисленное следует в спокойной обстановке, когда малыш расслаблен и находится в хорошем расположении духа. Нельзя заставлять ребенка улыбаться против его воли (особенно в моменты, когда он капризничает или плохо себя чувствует). Лучше выждать некоторое время.

Если малышу исполнилось 3 месяца, а он ни разу не улыбнулся, стоит обратиться к неврологу. Специалист проведет обследование и скажет о возможных отклонениях в развитии. Если таковых не имеется, стоит запастись терпением: рано или поздно малыш улыбнется.

Причины отсутствия улыбки

Существуют разные причины, по которым может отсутствовать улыбка, наиболее распространенными являются следующие:

Фото 6

  • спокойный, сдержанный темперамент.;
  • патологическая физиология;
  • нежелание контактировать с окружающими, включая близких людей и посторонних, вызванное различными психическими отклонениями.

Причина может крыться в раннем аутизме.

К симптомам этого заболевания относят длительное отсутствие улыбки, неадекватную реакцию на малейшие раздражители, задержку речи, невозможность сфокусировать взгляд на лицах родителей, отсутствие привязанности к матери и интереса к новым игрушкам, агрессия по отношению к другим детям, замкнутость. Синдром раннего аутизма не лечится и не исчезает по мере взросления. Однако своевременная диагностика и коррекция помогают адаптировать больного к социуму и окружающей среде.

Видео по теме

Когда же младенец начинает осознанно улыбаться? Ответ в видео:

Чем раньше ребенок начнет улыбаться, тем лучше. Это способствует повышению иммунитета и хорошему настроению, расслабляет, минимизирует последствия стресса. Когда малыш расплывается в улыбке, материнский организм вырабатывает окситоцин — гормон спокойствия и счастья.

Следует помнить о том, что все дети развиваются в своем собственном темпе, и отсутствие улыбки к 6-8 неделям не является признаком каких-либо проблем. Если родители переживают за здоровье ребенка и не хотят ждать, они могут обратиться к педиатру или невропатологу за консультацией.

Когда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ маме

Когда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ мамеКогда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ маме

После родов многие молодые мамы сталкиваются с постоянным недосыпанием и хронической усталостью, но вся тяготы меркнут, когда малыш начинает ей улыбаться.

Первая улыбка малыша

Появление первой улыбки у младенца можно наблюдать уже через пару дней после рождения, но в этот период жизни она имеет рефлекторную природу и является неосознанной. Она не имеет социальной подоплеки и может говорить о том, что кроху ничего не беспокоит и у него все хорошо. В большинстве случаев улыбка появляется во сне, во время купания или после кормления.

Для появления осознанной улыбки требуется некоторое время, так как такая реакция возможна только в случае одновременного задействования нескольких десятков лицевых мышц. Для этого необходима определенная мозговая деятельность. Она должна обеспечить включение эмоций, передачу нервных импульсов в конкретную область полушария и расслабление мышечных волокон лица. Ребенок осознанно начинает улыбаться в возрасте 4-8 недель.

Что может вызвать улыбку

Появление улыбки на лице малыша можно наблюдать в конце первого и на протяжении второго месяца. Такая реакция младенца в большинстве случаев связана со следующими обстоятельствами:

  • Перед ним разворачивается приятное и увлекательной действие, например, близкий человек начинает хлопать ладошками, поет песенку или агукает.
  • Ребенок реагирует на мимику взрослого человека, часто реакцию вызывают картинки с изображением, демонстрирующем большие выраженные глаза или другие части лица.

Младенец со временем приобретает навыки поддержания зрительного контакта со взрослыми. Он учится реагировать на необычные звуки и прикосновения, поэтому реакция в виде улыбки все чаще становится ответом на действие внешних факторов. Малыш не может внимательно слушать, но на него положительно влияют ласковые разговоры, включение спокойной музыки, установка над кроватью музыкальных забавных игрушек.

Улыбка и развитие ребенка

Улыбка и развитие ребенкаУлыбка и развитие ребенка

Одновременно с появлением улыбки малыш начинает активно размахивать ножками и ручками, пытается «гулить» при обращении к нему мамы или взрослого. Такие проявления принято называть комплексом оживления, при котором младенец приобретает способность фиксировать приятные для него события в виде образа или звука, а в ответ на это проявляет реакцию. Выражаться это может по-разному:

  • Улыбка;
  • Радостные вскрики;
  • Двигательная активность;
  • Учащенное дыхание.

Полнота и сила реакции ребенка зависит от степени эмоциональности взрослого, чем больше она выражена, тем сильнее ребенок реагирует. Эффект оживления часто проявляется до начала общения, так ребенок может начинать улыбаться, издавать звуки и активно двигаться еще до обращения к нему взрослого. Такая реакция является своеобразным призывом крохи к началу общения, со временем толкая его к обучению различным способом нахождения контактов со взрослыми.

Общепринято считать, что комплекс оживления формируется на 3 недели жизни малыша, а максимальное развитие наблюдается к 3-4 месяцам и далее поведение младенца становится непредсказуемым и более сложным. При этом если ребенок к 2 месяцам не стал улыбаться, то это не является прямым свидетельством аномального развития, ведь дети редко растут «по правилам». Однако, многие ученые отмечают, что дефицит внимания и телесного контакта негативно отражается на развитии малыша. В этом случае некоторые из составляющих комплекса оживления могут выражаться слабее, а в ряде случаев и совсем отсутствовать. Часто дети при недостатке эмоционального контакта не умеют реагировать радостным гулением.

Помочь ребенку открыть новый для него способ контакта с миром взрослых в виде улыбки могут близкие ему люди. Для этого достаточно ежедневно выполнять простые действия:

  • Брать ребенка на руки;
  • Выполнять нежные поглаживания;
  • Нежно разговаривать с крохой;
  • Использовать для общения стишки, рассказы;
  • Чаще включать музыку;
  • Улыбаться и проявлять эмоции.

Такие несложные на первый взгляд действия способны быстро дать результат. В ответ на старания любящей мамы малыш однажды распахнет свои глазки и пошлет ей сияющую улыбку, полную доверия и неподдельной радости.

Когда ребенок начинает улыбаться? (видео)

Новорожденный Развитие до года

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно: возраст, помощь в этом

Момента, когда младенец начинает реагировать на общение с ним, счастливо улыбаясь или радостно гукая, ждут с нетерпением все молодые родители. Нас огорчает, если ребенок не улыбается, но и явная улыбка на его личике тоже может оказаться всего лишь рефлекторной гримасой, вовсе не свидетельствующей, что малыш действительно доволен общением с нами. Вопросу, когда ребенок начинает улыбаться на самом деле, мы и хотим посвятить эту статью.

Улыбка младенца радует родителей

Улыбка на лице ребенка — это лучшая благодарность родителям на бессонные ночи.

Какими бы сложными ни казались родителям первые недели и даже месяцы послеродового периода, как бы они ни уставали, всё это совершенно забывается в тот момент, когда их малыши начинают активно реагировать на окружающий мир, улыбаться в ответ на обращение к ним. Но наступает этот момент не сразу.

Что означают первые улыбки

Первые гримаски на лице новорожденного могут начать появляться уже через пару дней после его рождения на свет. Порой эти гримаски воспринимаются родителями как доказательство того, что их малышу хорошо, что он им радуется. Но это не совсем так. В начальный период улыбка младенца имеет всего лишь природу рефлекса и никак не свидетельствует о том, что кроха реагирует на близких ему людей. Улыбаться рефлекторно дети могут во время купания, при кормлении и даже во сне.

Многие родители спрашивают, почему новорожденный улыбается во сне. Причём улыбка может начать появляться на детском личике буквально в первый же день — два с момента рождения. То, что новорожденный улыбается в этом возрасте, всего лишь означает, что он спокоен, что ему хорошо.

Улыбка - один из рефлексов ребенка

На начальном периоде ребенок улыбается рефлекторно.

В каком возрасте малыши начинают улыбаться осознанно

Для того чтобы грудничок стал осознанно улыбаться, его мозгу придётся освоить достаточно сложные виды деятельности. Сюда входят:

  • умение видеть в буквальном смысле дальше своего носа — ведь новорождённые дети близоруки;
  • умение распознавать положительные эмоции на лице мамы;
  • передача появляющихся нервных импульсов в конкретный участок головного мозга;
  • правильное расслабление одной группы мышц и напряжение другой.

Учтите, что во время улыбки человека порой бывает задействовано порядка 50 различных мышц. При этом психологи выявили, что и самих улыбок существует около 20 разных типов, и в каждой из них участвуют свои группы мышц. Есть даже вид улыбки, в которой используется всего пять лицевых мышц одновременно.

Недоношенному ребёнку понадобится несколько больше времени, чтобы сформировать правильную реакцию на положительные раздражители – ведь его организму еще нужно достаточно окрепнуть, также и тем самым лицевым мышцам, которые будут востребованы при улыбке.

Что касается нормальных младенцев и вопроса, в каком возрасте они начинают улыбаться осознанно, то ответ будет таков – для этого им должно исполниться от четырёх до шести, а иногда и до восьми недель от роду. Иными словами, мозг грудничка освоит такую сложную эмоцию к концу первого месяца жизни или уже к середине второго. Когда именно на лице малыша появится первая улыбка, во многом зависит от того, сколько положительных эмоций будет у него всё это время, как много времени будут ежедневно тратить его родители на общение с ним.

Осознанно улыбаться могут дети с 4-месячного возраста

Осознанно ребенок начинает улыбаться после достижения им 4-месячного возраста.

Какие события вызывают улыбку

По прошествии первого месяца дети начинают улыбаться, реагируя на конкретные события. Обычно это:

  • реакция на что-то увлекательное поблизости. Например, мама может легонько хлопать перед малышом в ладоши, гукать ему, трясти погремушкой или напевать песенку;
  • реакция на аналогичную мимику другого объекта. Младенец может улыбнуться в ответ на улыбку взрослого или отреагировать на фотографию, на которой изображён посторонний улыбающийся человек. Его также способна развеселить привлекательная игрушка с явно выраженной радостной эмоцией на лице. Дети положительно реагируют на игрушки с большими глазами, крупным ртом и носом, ошибочно принимая их за аналог улыбки.

В первый месяц ребёнок учится многому. За этот период:

  • у малыша происходят частые зрительные контакты со взрослыми, которые ему постоянно улыбаются;
  • он слышит интересные звуки и приятные мелодии – ту же колыбельную, к примеру;
  • его часто обнимают, ласково гладят и целуют.

Улыбка часто возникает в процессе общения со взрослыми

Приятное общение с родителями обязательно вызовет улыбку на лице у ребенка.

Для полноценного развития мозга грудничка родителям нужно не только постоянно разговаривать с ним. Желательно, чтобы в доме временами звучала приятая музыка – что-нибудь спокойное, лучше классика. Над его кроваткой следует закрепить какие-либо забавные игрушки, неподвижные или вращающиеся карусели, издающие при своём движении приятные мелодии.

Постепенное развитие положительных эмоций

Но то, что ваш малыш начал осознанно улыбаться, является всего лишь начальным шагом в развитии его умения реагировать на положительные эмоции. Известно, что дети-маугли, которых в младенчестве воспитывали звери, так и не научились улыбаться, даже вернувшись в человеческое общество. Это умение появляется именно в обществе, и если не включить весь комплекс «оживления» с раннего возраста, то возможность научить ребёнка улыбаться и смеяться будет безвозвратно потеряна.

Интенсивность поведения младенца, реагирующего на любые положительные эмоции, должна постепенно возрастать. Считается, что комплекс «оживления» проходит через несколько стадий.

  1. Сначала малыш просто учится фиксировать своё внимание на приятном для него звуке или на родном лице. Реакцией в таком случае будет улыбка, радостные звуки, более активные движения ручками и ножками. Дыхание малыша при этом учащается. Такое проявление реакции на положительный раздражитель возникает, как мы уже говорили, к концу первого месяца.
  2. Далее малыш становится способен радостно реагировать даже на приближение взрослого, который ещё не начал проявлять по отношению к нему положительных эмоций. В определённом возрасте ребенок может начать улыбаться первым, издавая при этом звуки и выгибая спинку. Иными словами, у малыша начинает развиваться очень важная для современного человека способность призывать других к общению. Своими действиями малыш делает самостоятельную попытку наладить контакт. Такой комплекс формируется значительно позже, к третьему или даже четвёртому месяцу.

Ребенок улыбается в ответ

Чаще всего ребенок улыбается в ответ на положительные эмоции, направленные в его адрес.

Не следует воспринимать указываемые нами сроки как нечто обязательное и пугаться, если, к примеру, ваш малыш к концу первого месяца ещё не начал активно улыбаться, а к концу четвёртого пока не призывает окружающих к общению. Все малыши индивидуальны, есть дети активные и спокойные, холерики и меланхолики.

У разных деток основные элементы комплекса «оживления» могут сформироваться успешно, но проявляться более сдержанно или отсутствовать вовсе. Иными словами, малыш может активно улыбаться в ответ на улыбку мамы, но не гулить при этом.

Как помочь малышу развить эмоции

Недавно появившийся на свет малыш ещё не понимает тех слов, с которыми мы к нему обращаемся, но зато он отлично распознаёт наши эмоции, интонации в голосе. По ним он уже способен судить, как к нему относятся близкие люди, всё ли хорошо в доме, довольна ли мама, спокойна ли она.

Любое общение с крохой должно осуществляться только в доброжелательной манере. Чтобы помочь грудничку открыть для себя понятие улыбки, научить его взаимодействовать со своими родными, от мамы и папы требуется немногое:

  • берите младенца на руки почаще;
  • гладьте его, когда он просто лежит в кроватке;
  • разговаривайте с ним, читайте ему стишки или пойте песенки;
  • всегда ему улыбайтесь.

Общение с ребенком способствует его быстрому развитию

Чем больше вы будете общаться с ребенком, тем быстрее будет происходить его психологическое развитие.

Но всё же стараться вызывать у крохи ответную улыбку нужно в подходящее время. Если малыш устал и на него накатывает сонливость – это не самое лучшее время для улыбок, согласитесь. Вот по каким признакам можно понять, что малыш готов к общению:

  • ему явно не лежится на одном месте;
  • его голова

Когда ребёнок начинает улыбаться и можно ли его этому научить?

Улыбка грудничкаПервая улыбка ребёнка имеет для родителей такое же значение, как первые шаги или появление первого зуба. Улыбаясь, малыш проявляет эмоции и чувства по отношению к близким людям или тем, кто осуществляет за ним ежедневный уход.

Первая улыбка грудничка обычно обращена к маме как к самому родному человеку, ведь именно мама находится с крохой почти целый день.

Сколько времени пройдет, когда кроха подарит миру первую улыбку, зависит от степени доверия к окружающим людям, его темперамента и здоровья нервной системы.

Неосознанная улыбка новорожденного

Первая улыбка новорожденногоС момента рождения ребёнок может проявлять свои чувства — обиду, злость, раздражение — при помощи плача. К трёхнедельному возрасту большинство малышей предпринимают попытки улыбнуться.

Происходит это неосознанно, например, во время поверхностного сна. Такую улыбку нельзя считать радостной реакцией, поскольку она является произвольным сокращением лицевых мышц, находящихся в расслабленном состоянии.


В возрасте до 4 недель детская улыбка является рефлекторной. Но это не означает, что ребёнок не испытывает положительных эмоций. О том, что ребёнку хорошо, свидетельствуют заинтересованный взгляд, расслабленность мышц и отсутствие признаков беспокойства.

Когда ребёнок начинает улыбаться осознанно?

Первая осознанная улыбка появляется у грудничка в возрасте 6-8 недель. Данные значения лишь приблизительно считаются вариантом нормы, так как вполне допускается колебание сроков от 5 до 12 недель. Если ребёнку уже 9-10 недель, а он всё ещё не улыбается, возможно, причина кроется в недостаточном тактильном и голосовом контакте с мамой или другим близким человеком.

Если малыш любим, и он это ощущает, улыбка на детском личике появляется значительно быстрее.

Педиатры и детские психологи выделяют 3 основных этапа формирования у ребёнка улыбки:

  1. рефлекторная улыбка;
  2. попытки заострить внимание на человеке, который за ним ухаживает или в данный момент разговаривает с ним;
  3. «рефлекс оживления».

Рефлекс оживления

Малыш улыбаетсяПод этим термином подразумевается этап эмоционального развития малыша, характеризующийся появлением интереса к окружающему миру и осознанного восприятия предметов и лиц, окружающих кроху. Это важнейший период в психическом развитии ребёнка.

Начало данного этапа можно распознать по следующим признакам:

  • новорожденный может отличать живые предметы от неживых, фокусируя внимание на первых;
  • при общении с мамой малыш пытается заглянуть ей в глаза, долго рассматривает её лицо, при этом движения ручками и ножками становятся активнее (что говорит об эмоциональном ответе)
  • мышцы лица (а в улыбке задействовано 17 мышц) начинают тренироваться, поэтому на лице ребёнка появляется мимика, похожая на попытки улыбнуться;
  • ребёнок реагирует на речь, обращённую к нему, задерживая взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поёт песенку.

От чего зависит появление первой улыбки?

На развитие малыша и способность улыбаться влияют несколько факторов. Главный из них — эмоциональная привязанность к человеку, который проводит с ним много времени. Осознанная улыбка — это ответ на нежность и заботу, которую ребёнок получает от близкого человека (чаще всего — мамы).


Если с крохой много разговаривают, берут на ручки, уделяют много внимания, первая улыбка на его лице появится гораздо быстрее по сравнению с малышами, одиноко лежащими в своих кроватках почти целыми днями.

Какие ещё факторы могут влиять на время появления первой улыбки?

Спит и улыбаетсяВ первые недели жизни малыш может видеть лица и предметы на расстоянии 20-30 см, а также различать темные и светлые контуры и очертания. По мере роста малыша и устранения физиологической дальнозоркости появляется способность видеть лица вблизи и различать их.

Примерно в возрасте 4-6 недель у ребёнка появляется чёткое разделение «свои — чужие». Когда кроха видит незнакомого человека, он теряется, может начать плакать. С близкими людьми малыш чувствует себя уверенно и под защитой, делая попытки улыбнуться в ответ на общение с ним.

Даже слепые с рождения малыши начинают улыбаться раньше, если чувствуют мамино тепло и заботу. Поэтому не стоит стесняться проявлений нежности по отношению к ребёнку, когда он нуждается в этом в два раза больше, чем полностью здоровые дети.

  • Состояние нервной системы.

Мама, папа и малышСпокойная обстановка в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок, имеет большое значение для формирования эмоционального поведения крохи. В семьях, где родители часто скандалят, разговаривают на повышенных тонах, дети растут замкнутыми и несчастными, что, конечно, не способствует проявлению положительных эмоций с их стороны.

Если ребёнок видит вокруг улыбающихся маму и папу, которые любят его и друг друга, ему невольно захочется стать похожими на своих родителей и улыбаться вместе с ними.


Замечено, что в спокойных, счастливых семьях дети начинают улыбаться в возрасте 6-7 недель. Если малыш постоянно находится в состоянии стресса, улыбка на его лице может появиться лишь к 12-13 неделе.

Речь — важнейший инструмент общения между людьми любого возраста. Когда ребёнок слышит интересные или знакомые звуки, мамин голос, он пытается найти источник звука и ответить на него при помощи эмоций.

Улыбка в данном случае является способом демонстрации своего отношения к тому, что именно ребёнок. Так, громкие и резкие звуки его пугают, и он начинает плакать, а речь мамы, бабушки или другого родного человека вызывает у крохи положительные чувства и эмоции, пробуждая желание улыбнуться в ответ.

Если ребёнок не улыбается

Ребенок с мамойЕсли ребёнку исполнилось 3-4 месяца, а он до сих пор не улыбается, обязательно нужно выяснить причину проблемы. Возможно, она кроется в неблагополучной семейной атмосфере — новорожденный может находиться в состоянии постоянного стресса и быть напуган происходящим вокруг.

Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Другая причина — нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.

Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).

Можно ли научить ребёнка улыбаться?

Формирование улыбки у новорожденныхЕсли ребёнок здоров, и видимых причин того, что малыш всё ещё не улыбается, нет, можно попробовать помочь ему. Маме необходимо уделять больше времени крохе, рассказывать ему стишки, петь песенки и при этом смотреть в глаза и улыбаться.

Расстояние между грудничком и мамой должно быть максимально маленьким. Постоянно видя улыбку близкого человека, ребёнок невольно начнёт копировать мимику взрослого и вскоре научится улыбаться сам.


Если родители решили научить ребёнка улыбаться, важно помнить, что делать это нужно, когда малыш спокоен, и его ничто не беспокоит и не раздражает. В комнате должно быть тихо (либо звук должен быть приглушён), также лучше убрать яркие источники освещения, так как они могут раздражать ребёнка и вместо улыбки вызвать плач.

Если ребёнок голоден, или у него сырой подгузник, сначала требуется устранить причину беспокойства и дискомфорта, и только потом проводить «эмоциональные тренинги» для грудничков.

Первая улыбка — важный этап в формировании личности, но не стоит слишком заострять своё внимание на этом. Если к 3 месяцам он не научился улыбаться, стоит показать его педиатру, который решит, требуется ли помощь профильных специалистов.

Если с крохой всё в порядке, рекомендуется пересмотреть модель поведения взрослых в семье, где растёт ребёнок, и обеспечить здоровую эмоциональную обстановку — тогда улыбка у малыша появится совсем скоро.

Когда ваш малыш начал улыбаться и говорить Агу? — 14 ответов на Babyblog

Анастасия

моя в 1,5 месяца начала лепетать) «га», «гу», «гы»… сейчас научилась улыбаться и это доставляет ей огромное удовольствие))) отвечает улыбкой почти на каждое слово)))

Любовь

Мы стали «агу» говорить примерно в 2 месяца. Рановато вы беспокоитесь:)

Лилия

Улыбаться ближе к месяцу, а агукать в полтора.

Jassie

месяц и 7 дней))

Ксения

у нас все к 2 мес

Tina

Улыбаемся с РД, Агукать пока не пробовали))

Маришка

Мы с рождения улыбаемся, пока не агукаем, но звук «кхы»  очень любим и ещё лежим и поем))))

Елена

У меня недавно только стала, а уже почти 2 месяца

Карина

наша Ариана улыбается с роддома, но эти улыбки были никому не адресованы.  Именно мне она начала улыбаться почти в месяц. агукать в 1,5 месяца, сейчас нам 2 месяца, агукает, но мало, и не всегда.

Нелля

А мы при виде мамы улыбались с рождения, к месяцу начали агукать, сейчас нам три с половиной, мы агукаем с утра до вечера, но у всех все по разному, например у моей сестры дочке уже шестой месяц а она еще не улыбается)0)

Читать

все

14
комментариев

Карточка 20 — Языковой материал — Письменная часть — Билеты — ОГЭ, ГВЭ

Раздел 3 — Языковой материал (задания по Грамматике и Лексике)

Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 18-26 , так, чтобы они грамматически соответствовали тексту. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 18-26 .
18 Папа обычно придумывает оригинальные идеи. В прошлое воскресенье папа __________________, что мы все должны отправиться в поход. РЕШИТЬ
Ответ: Решено
19 Идея пришла ему в голову, когда он __________________ писал статью о кемпинге. В статье говорилось, что кемпинг объединяет семьи. ПРОЧИТАТЬ
Ответ: читал
20 «Неправда», — улыбнулся я.«А как насчет телевидения? Обычно __________________ семьи чувствуют себя намного более сплоченными ». СПРАВКА
Ответ: помогает
21 «Если будет хорошая погода, мы __________________ в поездку на следующие выходные», — сказал папа и положил журнал на журнальный столик. GO
Ответ: пойдет / пойдет / пойдет
22 Я быстро взглянул на моего __________________ брата Пола. МОЛОДОЙ
Ответ: младший / младший
23 Он одарил меня понимающей улыбкой: «Вы помните __________________ прошлую поездку?» WE
Ответ: наш
24 Я, конечно, сделал. Прошлым летом папа сказал нам, что рыбалка будет отличным семейным занятием. Мы купили четыре дорогие удочки и три долгих часа ехали к большому озеру в Вирджинии.Приехав туда, мы обнаружили, что __________________ взять удочки. ЗАБУДЬ
Ответ: забыл
25 Десять минут спустя мы сделали еще одно неприятное открытие: мы __________________ палатку, что означало, что мы не могли остаться на ночь, и нам пришлось ехать обратно домой. НЕТ / НЕТ
Ответ: не было / не было
26 Мы __________________ устали и разочарованы поездкой. BE
Ответ: были

C465FA

Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, напечатанные заглавными буквами в конце обозначенных номеров 27-32 , так, чтобы они грамматически и лекс соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 27-32 .
27 Если кто-то спросит, кто вы по национальности, как вы ответите? Для британцев __________________ идентичность — сложный вопрос. НАЦИЯ
Ответ: национальный
28 Возьмем, к примеру, меня. У меня есть паспорт британского __________________. Я родился в Англии, но моя мама шотландка, а бабушка из Северной Ирландии.Так что я? ПРАВИТЕЛЬСТВО
Ответ: правительство
29 __________________, Я все они: англичане, ирландцы, шотландцы и британцы. ФАКТИЧЕСКИЙ
Ответ: Фактически
30 У каждой из «наций» много общего, но у них также есть своя уникальная культура и __________________ стиль жизни. ТРАДИЦИЯ
Ответ: традиционный
31 Они __________________ это когда люди называют их англичанами. КАК
Ответ: не нравится
32 И, пожалуй, самый главный __________________ из всех — у каждой страны своя футбольная команда! ДИФФЕР
Ответ: разница

21EBE2

  • Поделиться
    в соцсетях