Задержка развития у детей: Задержка речевого развития у детей

Содержание

Задержка психического развития (ЗПР) — Детский медицинский центр Неврологии и Педиатрии на Андропова 13/32 (м.Коломенская)


Понятие психики включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, адекватные реакции на возникающие проблемы. Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество информации, анализируем ее, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем, без огромного “рюкзака” за плечами с грузом нерешенных комплексов и проблем, которые, как правило, тянутся из детства.


В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Всё больше детей не способны освоить школьную программу в её полном объеме. Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.


Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие), также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.


Причины ЗПР


Причины ЗПР могут включать в себя различные факторы, среди которых можно выделить социальные и биологические, перечислим их:


  • поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;


  • проблемы матери во время беременности, сложные роды;


  • хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.;


  • наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР;


  • неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.


Впрочем, не будем забывать, что для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка. 


Симптомы ЗПР


Симптоматика ЗПР, как правило, выявляется на 5 году жизни. Однако есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем у детишек и в более раннем возрасте. Итак, на что стоит обратить свое внимание:


  • Отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствие самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности.


  • Проблемы в области концентрации внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять малыша на длительное время.


  • Проблемы с восприятием окружающей действительности: не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков.


  • Отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам малыша, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой деятельности малыш склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен.


  • Проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе.


  • Общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.


Диагностика ЗПР


Чаще всего родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, т.е. при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше. Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи малыша, при возникновении проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы, консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.


Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: сюда входят и полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно, потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.


Лечение ЗПР


Когда точно определен и поставлен диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Предполагается, что программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.


Атмосфера в семье для ребятишек с ЗПР играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Как можно чаще хвалите ребенка, подбадривайте, пусть ваша поддержка придаст ему уверенности. Общайтесь, как можно больше играйте вместе, ходите на прогулки, и старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и смейтесь, и пусть только хорошее настроение, Ваша забота и любовь окружают кроху. И результат не заставит себя долго ждать! Со временем Ваш малыш обязательно догонит сверстников, и все его трудности останутся далеко позади!

Задержка развития

Проявляется нарушением когнитивных функций (память, внимание, интеллект), а также проблемами в эмоциональной и волевой сфере.

ЗПР формируется вследствие наличия наследственных заболеваний, заболеваний ЦНС (перинатальная патология, ДЦП, травмы, инфекции и проч.), под влиянием негативных психо-социальных условий (невнимание родителей, отсутствие общения с другими детьми, психотравмы), вследствие других тяжёлых заболеваний, ослабляющих организм и ограничивающих общение.

Симптомы ЗПР:

  • Отсутствие элементарных навыков, характерных для возраста ребёнка: одевание, еда, личная гигиена, пользование туалетом;
  • Сложности в общении, замкнутость;
  • Агрессия, тревожность.

ЗПР может сочетаться с аутическими расстройствами. В этом случае основными проявлениями являются коммуникативные нарушения: ребёнок не вступает в эмоциональный контакт, приступы агрессии зачастую направлены на себя (кусает, бьёт себя), избегает общения, не может играть, часто уединяется, при этом может совершать стереотипные движения (раскачиваться, ходить по кругу и проч.) или бессмысленные действия (расставлять в определённом порядке предметы и проч.).

Если признаки ЗПР сохраняются к школьному возрасту, то ребёнку, скорее всего, будет поставлен диагноз олигофрения.

Для олигофрении характерно отсутствие прогрессирования когнитивных нарушений. Социальный уровень бывает выше интеллектуального, поэтому у пациента возможно развить навыки самообслуживания и простые социальные функции. В лёгких случаях удаётся обучить начальной грамоте (счёт, письмо, чтение, рисование, ручной труд).

Олигофрения может быть трёх степеней:

I степень: IQ 50-69, это лёгкая степень, ранее использовался термин дебильность. Характерны: плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость.

II степень: IQ 35-50, соответствует лёгкой или умеренной имбецильности. Характерно минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, скудный словарный запас, нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

III степень:
IQ 20-35, тяжёлая имбецильность. Проявления аналогичны степени III, но более выражены.

IV степень: IQ <20, соответствует степени идиотии в ранее применявшейся классификации. Характеризуется отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него, так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

При лёгкой степени олигофрении детей удаётся адаптировать к обычной жизни. Они могут получить начальное образование и освоить простые профессии. II степень: возможно обучить элементарным навыкам самообслуживания. III — IV степень: себя не обслуживают, нуждаются в уходе.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка — причины возникновения, симптомы, профилактика

Симптомы

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков.
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее.
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки.
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей.
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Причины

  • Проблемы со структурой языка или нёба, например короткая уздечка.
  • Ушные инфекции, особенно – хронические.
  • Патологии внутриутробного развития, родовые травмы.
  • Повышенное внутричерепное давление у ребенка.
  • Дислексия в результате генетической предрасположенности.
  • Психические расстройства.
  • Физические травмы.
  • Заболевания головного мозга.
  • Недоразвитость мускулов рта и лица.


Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Профилактика


Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.


Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.


Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда — нет.


Подробнее о детской неврологии в клинике «ЮгМед»

Лечение задержки психомоторного развития детей в Москве в ДокторНейро

Диагноз «Задержка психомоторного развития» обозначает отставание ребенка в темпах формирования моторных навыков и, как следствие, отставание в эмоциональном и когнитивном развитии.

Симптомы

Причиной отставания в развитии психомоторных функций чаще всего являются слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга. Причины могут быть врожденными, приобретенными в период внутриутробного развития (например, интоксикации лекарственными препаратами, гипоксии плода), полученными во время рождения или в первые месяцы жизни ребенка.

Обычно, на отставания психомоторного развития ребенка родителям указывает невролог при плановом осмотре, однако родители могут самостоятельно отмечать отставание в развитии таких базовых моторных навыков ребенка как:

  • способность удерживать голову на весу;
  • переворачиваться;
  • самостоятельно сидеть;
  • ползать;
  • вставать с опорой и без опоры;
  • ходить.

Также необходимо обращать внимание на такие симптомы, как чрезвычайно высокий или, наоборот, сниженный тонус крупных мышц всего тела ребенка (допустимо в рамках физиологической нормы до 10-11 месяца жизни ребенка).

Последствия

Несвоевременная смена моторных навыков, недостаточная автоматизированность движений, а также нарушение состояния мышечного тонуса ребенка могут привести к таким трудностям дальнейшего развития, как моторная неловкость, нарушения координации, отставания в развитии мелкой моторики, дефектам зрительно-пространственных представлений, гиперактивности, дефициту внимания и другим нарушениям психических функций.

Это обусловлено тесным взаимодействием различных областей мозга в осуществлении моторных, речевых и когнитивных функций.

Диагностика и лечение

Раннее выявление двигательных проблем позволяет более эффективно оказывать помощь, оптимизировать состояния моторных и когнитивных функций ребенка. В первую очередь родителям необходимо обратиться к неврологу для подтверждения диагноза, при необходимости пройти дополнительные обследования по назначению врача (ЭЭГ, электромиографии, компьютерной томографии). Затем можно приступать к нейропсихологической коррекции ребенка (по разрешению врача невролога), а также к работе с логопедом-дефектологом.

Аутизм или задержка речевого/психического развития: как понять?

04.11.18

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о том, на что нужно обратить внимание, если у ребенка есть задержка речи

 

 

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма. Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Также смотрите: Онлайн-тест M-CHAT-R на ранние признаки аутизма, Пособие для родителей о симптомах аутизма.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно. Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя? Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.

2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь. Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Также смотрите: «Десять полезных книг для родителей детей с аутизмом».

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Задержка психического развития у детей

Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных
ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг,
а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в
каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧОМ ПО МЕТОДУ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ
«— Прежде
всего, надо понимать: нервная
система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача — не просто снять с нее
этот стресс, а заняться ее обучением…»


Читать
подробнее

Спастически парализованный ребенок, не показывающий интереса к окружающему миру. Зачастую он не
отстает умственно, как часто предполагается, а просто не способен выразить свой интерес, потому что его
спастичное состояние не дает ему сделать этого.

Обычный подход к отстающим в развитии все еще, к сожалению, подразумевает что такой ребенок является
«поврежденной человеческой машиной», которую для того чтобы она «функционировала», нужно заставить
делать то, чего он еще не может, а это довольно сильно отличается от обучения.

Занятия будут полезны для детей любого возраста. Чем младше ребенок, тем пластичней его мозг и быстрее
проходит восстановление. Работая, прежде всего, с нервной системой Фельденкрайз метод помогает пробудить
механизмы обучения головного мозга и тела в целом.

Три условия успешной реабилитации при ЗПР

Задержка психомоторного развития, это в первую очередь задержка созревания тканей и структур мозга.
Однако зачастую ребенка пытаются “исправить” с помощью педагогики (логопедии, нейропсихологии).
Бесполезно включать педагогические методики, если физическое состояние ребенка не готово к развитию.
Он не сможет должным образом воспринимать и усваивать информацию.

При реабилитации ребенка с ЗПР важная задача — это изменение условий, в которых находится головной
мозг. Подготовив физическую основу, мы создаем возможность для полноценного развития в разных
направлениях.

Когда болезни или особенности развития и здоровья препятствуют полноценному обучению ребенка,
физическая реабилитация может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько
это
возможно.

Задержка речевого развития у детей

По данным ВОЗ с начала третьего тысячелетия количество детей с отставанием развития речи увеличилось почти в 10 раз. Причем, в статистике фиксируются только те случаи, когда с этой проблемой обращаются к специалистам, и неизвестно, сколько еще детей с подобными трудностями не обращались к специалистам вовремя.

 

Почему это важно
Нередко мы слышим от родителей: «ничего страшного, я тоже заговорил в 5 лет, и, как видите, сейчас все в порядке». На самом деле какая-то часть детей даже без лечения через некоторое время догоняет своих ровесников, и вырастают впоследствии здоровыми людьми. Но гораздо больше тех, у кого в дальнейшем проявляется не только речевое, но и психическое отставание, или значительные нарушения поведения. Каждый детский психоневролог вспомнит из своей практики множество пациентов с серьезными проблемами в обучении и поведении, проявившихся в 9-10-11 лет. При расспросе родителей выясняется, что у ребенка в свое время была задержка психоречевого развития, но родители не придавали этому значения, к 5-6 годам все выровнялось само собой, а вот теперь ребенок перестал справляться с программой обучения, не усваивает простые понятия, конфликтует со всеми подряд, не управляем ни дома, ни в школе, дерется, убегает из дома и т.д. и т.п. И нередко лечение таких детей в амбулаторных условиях уже не очень помогает, приходится направлять его в психоневрологический стационар, а затем переводить либо на домашнее обучение, либо в коррекционный класс. Категорически утверждать, конечно, нельзя, но, возможно, если бы такого ребенка пролечили в период задержки речевого развития, то можно было бы избежать многих трудностей в школьном возрасте. Вот почему все детские врачи не считают задержку речевого развития пустяком, а относятся к ней очень насторожено.

 

Шкала нормального речевого развития ребенка от 1 года до 7 лет 
Чтобы понять, правильно ли развивается ваш ребенок, необходимо знать, что он должен уметь в определенном возрасте:

  • 1 год – осмысленное произношение простейших слов, у кого-то их может быть 2-3, а у кого-то и 10, но они уже должны быть,
  • 1,5-2 года – ребенок набирает словарный запас и может формировать словосочетания, типа «мама дай», допускается нечеткое произношение некоторых звуко,
  • 2-3 года – словарный запас ребенка должен составлять до 300 слов, он должен уметь разговаривать осмысленными предложениями,
  • С 3-х до 5-ти лет ребенок должен правильно произносить почти все звуки, уметь описывать картинку, составлять короткий рассказ о себе или о каких-то событиях,
  • 6 лет – в норме ребенок произносит все звуки без искажений, умеет вести диалог и высказывать свои желания,
  • 7 лет – речь правильная и осмысленная, у ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки, многие дети в этом возрасте умеют считать, читать, решать простые задачи на логик.  

 

Как видим, возрастные рамки достаточно размыты, каждый человек уникален и развивается по-своему, но все же, допускается отставание не более чем на 3-4 месяца. Если же развитие затягивается, то стоит показать ребенка специалистам, чтобы попробовать определить причины и получить лечение.

Гуцалова Валентина Петровна врач-психиатр высшей категории ДМЦ «ПЛЮС»
Стаж работы по специальности 22 года.

 

 

Симптомы, причины, лечение и многое другое

Дети достигают вех в развитии в своем собственном темпе, и некоторые из них двигаются быстрее, чем другие. Два брата и сестры в одной семье могут достигать вехи с разной скоростью.

Незначительные временные задержки обычно не являются поводом для беспокойства, но продолжающаяся задержка или множественные задержки в достижении контрольных точек могут быть признаком того, что в дальнейшей жизни могут возникнуть проблемы.

Задержка в достижении вех в развитии языка, мышления, социальных или моторных навыков называется задержкой в ​​развитии.

Задержка развития может быть вызвана множеством факторов, включая наследственность, осложнения во время беременности и преждевременные роды. Причина не всегда известна.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка в развитии, поговорите с его педиатром. Задержка в развитии иногда указывает на основное заболевание, которое могут диагностировать только врачи.

После того, как вам поставили диагноз, вы можете запланировать лечение или другие ранние вмешательства, чтобы помочь вашему ребенку прогрессировать и развиваться во взрослой жизни.

Мелкая моторика включает небольшие движения, такие как удерживание игрушки или использование мелка. Крупная моторика требует более крупных движений, таких как прыжки, подъем по лестнице или метание мяча.

Дети прогрессируют с разной скоростью, но большинство детей могут поднять голову к 3 месяцам, сидеть с некоторой опорой к 6 месяцам и хорошо ходить до своего второго дня рождения.

К 5 годам большинство детей могут стоять на одной ноге 10 секунд или дольше и могут пользоваться вилкой и ложкой.

Наличие некоторых из следующих признаков может означать, что у вашего ребенка задержка в развитии определенных мелких или крупных двигательных функций:

  • вялое или свободное туловище и конечности
  • жесткие руки и ноги
  • ограниченное движение рук и ног
  • неспособность сидеть без опоры в возрасте 9 месяцев
  • преобладание непроизвольных рефлексов над произвольными движениями
  • неспособность выдерживать нагрузку на ноги и вставать в возрасте около 1 года

Выход за пределы нормы не всегда вызывает беспокойство, но стоит дать оценку вашему ребенку.

По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, наиболее активным временем для изучения речи и языка являются первые 3 года жизни, поскольку мозг развивается и созревает.

Процесс изучения языка начинается, когда младенец выражает голод плачем. К 6 месяцам большинство младенцев могут распознавать звуки основного языка.

В возрасте от 12 до 15 месяцев младенцы должны уметь произносить два или три простых слова, даже если они непонятны.

Большинство малышей могут сказать несколько слов к 18 месяцам. Когда им исполняется 3 года, большинство детей могут говорить короткими предложениями.

Задержка речи и языка — это не одно и то же. Для того, чтобы произносить звуки, требуется координация мышц голосового тракта, языка, губ и челюсти.

Задержка речи возникает, когда дети не произносят столько слов, сколько ожидается для их возраста.

Задержка речевого развития возникает, когда дети плохо понимают, что говорят другие люди, или не могут выразить свои мысли.Язык включает говорение, жесты, жесты и письмо.

У маленьких детей бывает трудно отличить задержку речи от языковой задержки. Ребенок, который понимает вещи и может выражать свои потребности (может быть, указывая пальцем или жестами), но не произносит столько слов, сколько должно, может иметь изолированную задержку речи.

Плохой слух может вызвать задержку речи и языка, поэтому ваш врач обычно включает проверку слуха во время диагностики. Детей с задержкой речи и языка часто направляют к логопеду.

Раннее вмешательство может быть большим подспорьем.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это термин, используемый для описания нескольких состояний нервного развития. Аутичные люди могут думать, двигаться, общаться и воспринимать чувства иначе, чем нейротипичные люди.

Аутизм обычно диагностируется в раннем детстве и включает заметную задержку языкового и социального развития.

Ваш педиатр будет спрашивать о развитии вашего ребенка при каждом посещении врача. Фактически, Американская академия педиатрии рекомендует проверять всех детей на симптомы аутизма в возрасте 18 и 24 месяцев с использованием стандартных инструментов.

Симптомы иногда очевидны на раннем этапе, но могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет 2–3 лет.

Признаки и симптомы РАС различаются, но обычно включают задержку речи и языковых навыков, а также проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми.

Каждый аутичный человек уникален, поэтому симптомы и то, как люди их воспринимают, сильно различаются.

Некоторые симптомы включают:

  • не реагируют на свое имя
  • неприязнь обниматься или играть с другими
  • отсутствие выражения лица
  • неспособность говорить или трудности с речью, ведением разговора или запоминанием слов и предложений
  • повторяющихся движения
  • разработка определенных распорядков
  • проблемы с координацией

От РАС нет лекарства, но терапия и другие подходы могут помочь дать вашему ребенку дополнительные инструменты для общения, снятия стресса и, в некоторых случаях, для решения повседневных задач .

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, около 17 процентов детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют одно или несколько отклонений в развитии.

Большинство нарушений развития возникают до рождения ребенка, но некоторые могут возникнуть после рождения из-за инфекции, травмы или других факторов.

Причины задержки развития трудно определить, и этому может быть множество факторов. Некоторые состояния имеют генетическое происхождение, например синдром Дауна.

Инфекция или другие осложнения во время беременности и родов, а также преждевременные роды также могут вызывать задержку развития.

Задержка в развитии также может быть симптомом других основных заболеваний, в том числе:

Помните, что дети развиваются с разной скоростью, поэтому вполне возможно, что то, что вы считаете задержкой, может быть нормальным для вашего ребенка. Однако, если вы обеспокоены, важно, чтобы ваш ребенок был оценен профессионалами.

Дети школьного возраста с задержкой в ​​развитии могут иметь право на получение специальных услуг.Эти услуги различаются в зависимости от потребностей и местоположения.

Узнайте у своего врача и в школьном округе, какие услуги вам доступны. Специализированное образование, особенно если его начать рано, может помочь вашему ребенку прогрессировать и добиться большего в школе.

Лечение задержки развития зависит от конкретной задержки. Некоторые виды лечения включают физиотерапию для помощи при задержке двигательных навыков, а также поведенческую и образовательную терапию для помощи при РАС и других задержках.

В некоторых случаях могут быть прописаны лекарства. Обследование и диагноз у педиатра имеют решающее значение для разработки плана лечения, специально разработанного для вашего ребенка.

Многие генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на развитие ребенка и могут вызывать задержку. Даже женщины, у которых беременность была здоровой и у которых был надлежащий уход во время и после беременности, могут быть дети с задержкой в ​​развитии.

Хотя причины задержек трудно определить, существует множество способов лечения и поддержки, которые могут помочь.

Чем раньше вы диагностируете задержку, тем лучше будет для вашего ребенка развиваться во взрослой жизни.

фактов о нарушениях развития | CDC

Нарушения развития — это группа состояний, вызванных нарушениями в физических, обучающих, языковых или поведенческих областях. Эти условия начинаются в период развития, могут влиять на повседневное функционирование и обычно длятся на протяжении всей жизни человека. 1

Основные этапы развития

Такие навыки, как сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «до свидания», называются вехами развития.Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползут и ходят).

Дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому невозможно точно сказать, когда ребенок выучит определенный навык. Тем не менее, этапы развития дают общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере взросления ребенка.

Как родитель, вы лучше всех знаете своего ребенка. Если ваш ребенок не достигает вех для своего возраста или если вы считаете, что может быть проблема с тем, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями.Не жди. Раннее действие может иметь большое значение!

Вехи, которых должны достичь дети »

Что делать, если вы обеспокоены »

Мониторинг развития и скрининг

За ростом и развитием ребенка следят партнеры между родителями и медицинскими работниками. При каждом осмотре ребенка врач проверяет задержки в развитии или проблемы и обсуждает с родителями любые опасения, которые могут возникнуть у родителей. Это называется мониторинг развития .

Любые проблемы, обнаруженные во время мониторинга развития, должны сопровождаться скринингом развития . Скрининг развития — это короткий тест, позволяющий определить, осваивает ли ребенок основные навыки, когда он или она должны, или есть ли задержки.

Если у ребенка задержка в развитии, важно как можно скорее получить помощь. Раннее выявление и вмешательство могут оказать значительное влияние на способность ребенка осваивать новые навыки, а также со временем снизить потребность в дорогостоящих вмешательствах.

Мониторинг развития и скрининг »

Причины и факторы риска

Нарушения развития возникают в любой момент в период развития и обычно сохраняются на протяжении всей жизни человека. Большинство нарушений развития начинаются до рождения ребенка, но некоторые могут возникнуть после рождения из-за травмы, инфекции или других факторов.

Считается, что большинство нарушений развития вызвано сложным комплексом факторов. Эти факторы включают генетику; здоровье и поведение родителей (например, курение и употребление алкоголя) во время беременности; осложнения во время родов; инфекции, которые могут быть у матери во время беременности или у ребенка в очень раннем возрасте; и воздействие на мать или ребенка высоких уровней токсинов окружающей среды, таких как свинец.Мы знаем причину некоторых нарушений развития, например алкогольного синдрома плода, вызванного употреблением алкоголя во время беременности. Но для большинства мы этого не делаем.

Ниже приведены некоторые примеры того, что мы знаем о конкретных нарушениях развития:

  • По крайней мере 25% случаев потери слуха среди младенцев вызваны материнскими инфекциями во время беременности, такими как инфекция цитомегаловируса (CMV); осложнения после родов; и травма головы.
  • Некоторые из наиболее распространенных причин умственной отсталости включают алкогольный синдром плода; генетические и хромосомные состояния, такие как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы; и некоторые инфекции во время беременности.
  • Дети, у которых есть брат или сестра с аутизмом, подвергаются более высокому риску также иметь расстройство аутистического спектра.
  • Низкий вес при рождении , преждевременные роды, многоплодные роды и инфекции во время беременности связаны с повышенным риском многих нарушений развития.
  • Желтуха новорожденных без лечения (высокий уровень билирубина в крови в течение первых нескольких дней после рождения) может вызвать тип повреждения мозга, известный как ядерная желтуха. Дети с ядерной желтерией чаще страдают церебральным параличом, проблемами со слухом и зрением, а также проблемами с зубами.Раннее выявление и лечение желтухи новорожденных может предотвратить появление ядерной желтухи.

Исследование раннего развития (SEED) — это многолетнее исследование, финансируемое CDC. В настоящее время это крупнейшее исследование в Соединенных Штатах, которое помогает определить факторы, которые могут подвергать детей риску развития расстройств аутистического спектра и других нарушений развития.

Подробнее о SEED »

Кто пострадал

Нарушения развития встречаются среди всех расовых, этнических и социально-экономических групп.Последние оценки в Соединенных Штатах показывают, что примерно каждый шестой, или примерно 17%, детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют один или несколько нарушений развития, например:

  • СДВГ,
  • Расстройство аутистического спектра,
  • детский церебральный паралич,
  • потеря слуха,
  • интеллектуальная инвалидность pdf icon [271 КБ, 2 страницы, 508],
  • нарушение обучаемости,
  • значок PDF для нарушения зрения [304 КБ, 2 страницы, 508],
  • и другие задержки в развитии. 2

Узнайте больше о количестве детей в США с нарушениями развития »

Более десяти лет сеть мониторинга аутизма и нарушений развития (ADDM) CDC отслеживает количество и характеристики детей с расстройством аутистического спектра, церебральным параличом и умственной отсталостью в нескольких различных сообществах по всей территории Соединенных Штатов.

Отслеживание CDC количества и характеристик детей с расстройством аутистического спектра »
Отслеживание CDC количества и характеристик детей с церебральным параличом»

Жизнь с инвалидностью вследствие порока развития

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в медицинской помощи и программах здравоохранения по тем же причинам, что и все остальные — чтобы оставаться здоровыми, активными и быть частью общества.

Наличие инвалидности не означает, что человек нездоров или не может быть здоровым. Быть здоровым означает одно и то же для всех нас — получать и оставаться здоровыми, чтобы мы могли вести полноценную, активную жизнь. Это включает в себя наличие инструментов и информации, чтобы сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и знание того, как предотвратить болезнь. Было обнаружено, что некоторые состояния здоровья, такие как астма, желудочно-кишечные симптомы, экзема и кожные аллергии, а также мигрени, чаще встречаются среди детей с нарушениями развития. Таким образом, особенно важно, чтобы дети с нарушениями развития регулярно посещали врача.

Подробнее о здоровом образе жизни »

CDC не изучает образовательные или лечебные программы для людей с нарушениями развития, а также не предоставляет прямые услуги людям с нарушениями развития или их семьям. Однако CDC составил список ресурсов для людей с нарушениями развития.

Список ресурсов по нарушениям развития »

Список литературы

  1. Нарушения развития: оказание медицинской помощи детям и взрослым.I. Лесли Рубин и Аллен К. Крокер. Филадельфия, Пенсильвания, Леа и Фебигер, 1989.
  2. Заблоцкий Б., Блэк Л.И., Меннер М.Дж., Шив Л.А., Дэниэлсон М.Л., Битско Р.Х., Блумберг С.Дж., Коган М.Д., Бойл, Калифорния. Распространенность и тенденции нарушений развития среди детей в США: 2009–2017 гг. Педиатрия. 2019; 144 (4): e201
  3. .

Есть ли у вашего малыша задержка в развитии? — Основы здоровья от клиники Кливленда

Ваш первенец — Болтливая Кэти, которая говорила на
закончить предложения к 24 месяцам. Ваш второй ребенок — не очень. Ее словарный запас
состоит из ворчания и стона, а не из слов.

Клиника Кливленда — некоммерческий академический медицинский центр. Реклама на нашем сайте помогает поддерживать нашу миссию. Мы не поддерживаем продукты или услуги, не принадлежащие Cleveland Clinic. Политика

Все дети разные, но это кажется неуместным.
Стоит ли добавить «беспокоиться об Алисе» в свой переполненный список задач?

Говори, гуляй и играй: вехи развития ребенка, на которые стоит обратить внимание

«Развитие включает в себя моторику, языковые и социальные навыки», — говорит педиатр Минь-И Кань, DO.«Ваш ребенок может относиться к разряду того, что считается нормальным, но часто нет причин для беспокойства».

Вот на что обращать внимание в перерывах между посещениями педиатра, чтобы знать, идет ли ваш малыш на правильном пути. Помните: это средние значения, поэтому ваш ребенок может опережать или отставать от цели.

Развитие речи

Педиатр будет ждать вашего ребенка
для достижения этих целей:

  • От 2 до 4 месяцев: Начинает улыбаться и смеяться.
  • 6 месяцев: Начинает лепетать.
  • 12 месяцев:
    Начинает правильно ассоциировать
    слова (например, «Где мяч?», и ребенок может смотреть на
    шар).
  • 15 месяцев: Сказал первые слова, обычно около 4
    до 6 в его или ее словарном запасе.
  • 18 месяцев: Знает основные части тела и может указывать на них
    (и, возможно, назовите их).
  • 24 месяца:
    Говорит не менее 50 слов и
    несколько фраз из двух слов.

Если у вашего ребенка задержка речи:

Задержка не обязательно связана с развитием: «Нарушение
слух может вызвать задержку речи, поэтому мы хотим оценить речь и слух
способностей », — говорит доктор Кань.

Задержка речи может вызвать приступы гнева или проблемы с поведением, потому что детям трудно выразить свои потребности. Доктор Кан говорит, что логопед может иметь большое значение для этих детей.

Социальное развитие

Педиатр будет ждать вашего ребенка
для достижения этих целей:

  • За 2 месяца: Может улыбнуться.
  • От 2 до 4 месяцев: Начинает смеяться.
  • 6 месяцев: Могу улыбнуться себе в зеркало.
  • 9 месяцев: Могут проявляться признаки незнакомого беспокойства.
  • 12 месяцев: Указывает на то, что хочет.
  • от 18 до 24
    месяцев:
    Делает глаз
    контактировать и играть вместе с другим ребенком без взаимодействия (параллельная игра).
  • 24 месяца
    и не только:
    пьес
    с другими детьми и акциями (иногда).

Если у вашего ребенка социальная задержка:

Посмотрите на картину в целом. Д-р Кан призывает родителей, воспитателей дневных детских садов и дошкольных воспитателей смотреть на ребенка целостным образом: «Если ребенок находится дома и мало общается с другими детьми, они могут мало взаимодействовать, когда попадают в детский сад или дошкольное учреждение. ,» она сказала. «У них нет недостатка в социальных навыках — они просто не научились общаться с детьми. Или у них может быть небольшое беспокойство, которое им необходимо преодолеть.”

В некоторых случаях ребенок плохо общается в детском саду или дошкольном учреждении, потому что у него задерживается речь и он не может эффективно общаться. И снова логопед может прийти на помощь. «Логопедия имеет большое значение для помощи детям в развитии социальных навыков», — говорит доктор Кан.

Развитие моторики

Педиатр будет ждать вашего ребенка
для достижения этих целей:

  • 6 месяцев: Начинает переворачиваться и садиться с опорой.
  • 9 месяцев: Самостоятельно садится и начинает рыскать, тянуться или ползать.
  • 15 месяцев: Прогулки (имейте в виду, что у некоторых малышей нет задержек в развитии, но им не хватает возможности практиковать свои навыки, потому что бабушка носит их с собой весь день).

Если у вашего ребенка задержка моторики:

Педиатр вашего ребенка сделает
рекомендации по улучшению моторного развития — например, поощрение бабушки к
позвольте вашему ребенку больше исследовать, ползая и сидя.Ваш ребенок также может
получить направление к терапевту или физиотерапевту для работы
моторика (держать ложку) или крупную моторику (ходьба).

Раннее вмешательство предотвращает задержку развития

«Раннее вмешательство и практика имеют большое значение, помогая детям достичь будущих вех. При необходимости мы также можем направить вас к педиатру, занимающемуся развитием и поведением, для углубленного обследования ».

Когда дети маленькие, их мозг податлив, поэтому они могут очень быстро многому научиться.Педиатры хотят опережать проблемы, а не решать что-то позже, когда наверстать упущенное будет труднее.

«Во время вашего осмотра врач вашего ребенка
предложить предварительное руководство, что означает, что мы дадим вам знать, что искать
между настоящим моментом и следующей встречей », — говорит д-р Кан. «Если вас что-то беспокоит
перед следующим визитом обратитесь к педиатру. Мы хотим услышать ваш
проблемы и поговорим с вами, чтобы составить план ».

Задержка развития детей

Что такое задержка развития у детей?

Медицинские эксперты разработали контрольные списки «этапов развития».«Эти вехи описывают набор навыков, которым дети должны овладеть к определенному возрасту. Способность вашего ребенка ползать, сидеть, говорить и держать предметы — и даже устраивать истерики — вот лишь несколько примеров.

Но что, если ваш ребенок не соответствует средним показателям? Возможно, на него влияет состояние, называемое задержкой развития.

Существует еще один тип нарушения развития, который включает регресс. Вы можете заметить, что ваш ребенок, кажется, утратил определенные навыки из-за внешних влияний (например,ж., несчастные случаи или токсины) или преднамеренное регрессивное поведение (например, сосание пальца или преднамеренное и несоответствующее мочеиспускание). Если это так, на нее может повлиять так называемая регрессия в развитии.

Каковы признаки и симптомы задержки развития у детей?

Задержка развития происходит на разных этапах жизни. Например, в определенном возрасте ваш ребенок должен ползать. Однако вы можете не заметить, что ваш ребенок ползет не так, как вы ожидали, пока он не достигнет возраста, когда это должно быть освоенным навыком.

Другой пример: к двум месяцам ваш ребенок должен начать улыбаться другим, издавать булькающие звуки, двигать головой в сторону звуков и начать подталкивать руки вверх так, чтобы его голова была поднята вверх.

К одному году ребенок должен уметь разговаривать отдельными словами, узнавать обычные вещи, например ложку, и даже устраивать истерики (часть эмоционального развития).

Поймите, что эксперты основывают навыки развития на средних показателях, но если вашему ребенку требуется больше времени, чтобы созреть, чем обычно считается нормальным, то это может быть проблемой.

Если вашему ребенку уже был поставлен диагноз инвалидизирующего состояния, такого как церебральный паралич или аутизм, вы должны быть готовы к задержкам в развитии, которые обычно встречаются при таких состояниях. Например, дети с аутизмом склонны избегать зрительного контакта и сосредоточены на одних и тех же повторяющихся действиях.

Принять меры пораньше

Врач вашего ребенка будет следить за развитием ребенка во время регулярных осмотров. Еще один отличный информационный ресурс — это сайт Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC).Сайт предлагает полный список вех, которых дети должны достичь к определенному возрасту. CDC рекомендует вам изучить признаки, чтобы вы могли действовать как можно раньше в случае возникновения проблемы. Ранние действия могут привести к эффективному вмешательству.

Как диагностируется задержка развития у детей?

В настоящее время никакие лаборатории или анализы крови не могут предсказать задержку развития. Вместо этого прогресс вашего ребенка можно оценить с помощью мониторинга развития. Ваш врач — и вы — можете распознать проблему развития, внимательно наблюдая за своим ребенком.Таким образом вы сможете определить, достигает ли он соответствующих этапов развития. Например, в определенном возрасте ваш ребенок должен ползать или следовать глазами за объектом. Тем временем ваш семейный врач проверит более сложные области, такие как рефлексы и слух.

Когда ваш ребенок подрастет, врач может работать с ним напрямую, наблюдая, как он работает с кем-то другим.

Скрининг развития — это самый основной вид тестирования. Эксперт — часто врач вашего ребенка — задает вопросы, которые помогают определить, насколько хорошо она говорит и ведет себя.

Если врач подозревает какие-либо проблемы с развитием вашего ребенка, он может передать дело к специалисту, который проведет вашего ребенка через гораздо более обширный набор тестов. Это называется оценкой развития.

Чем раньше ваш ребенок будет обследован и поставлен диагноз, тем лучше, поскольку это может привести к более раннему доступу к правильному курсу лечения и повышению качества жизни вашего ребенка.

Каковы причины задержки развития у детей?

У детей проблемы с развитием по разным причинам, в том числе:

  • Генетика (e.г., синдром Дауна)
  • Мать, практикующая неправильный пренатальный образ жизни (например, курение, употребление алкоголя)
  • Травма головы
  • Пренатальное воздействие токсинов (включая токсины окружающей среды) на мать или воздействие токсинов на ребенка после рождения
  • Низкая масса тела при рождении
  • Преждевременные роды
  • Не леченная желтуха у новорожденных
  • Инфекции

Инфекции — частая причина заболеваний. Например, по оценкам экспертов, 25% случаев потери слуха связано с заражением младенцев инфекциями во время беременности.

При регрессе в развитии ваш ребенок может выглядеть так, как ожидалось, но затем, кажется, начинает терять определенные навыки. Этот регресс может быть вызван травмой. Например, дети, получившие травму головы, могут больше не говорить так хорошо, как вы были свидетелями ранее.

Иногда регресс — это личная борьба детей за контроль над своим окружением. Ваш ребенок может снова спать с плюшевым животным, чтобы чувствовать себя в безопасности после смерти в семье, развода или переезда в новый дом.

Как лечится задержка развития у детей?

Любой эффективный план лечения будет учитывать уникальные качества вашего ребенка. Это помогает определить наилучший и наиболее персонализированный курс действий.

Какой вид терапии?

Три фактора указывают на вид терапии, который может быть лучше всего для вашего ребенка:

  • Что вызвало задержку у вашего ребенка?
  • На какой стадии у вашего ребенка задержка?
  • Был ли сейчас у вашего ребенка диагностировано конкретное заболевание или состояние?

Например, ребенку, у которого была потеря слуха, но не судороги, потребуется другое лечение, чем ребенку с обоими приступами. И общее лечение для любого из этих детей, скорее всего, будет отличаться от режима, разработанного для ребенка с церебральным параличом.

Очень важно, чтобы любые признаки задержки в развитии или регресса немедленно распознавались, чтобы можно было вмешаться на раннем этапе. Вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно скорее начал надлежащее лечение.

Какие виды лечения доступны для моего ребенка?

Лечение обычно включает

  • Речевая и языковая терапия для улучшения коммуникативных навыков
  • Трудотерапия (ОТ), которая позволяет детям изучать и развивать мелкую моторику, необходимую в повседневной жизни, например, одеваться, есть и купаться.
  • Физическая терапия (ФТ), которая включает в себя обучение и развитие физических возможностей, включая ходьбу, прыжки, хорошее равновесие и удержание предметов
  • Поведенческая терапия — используется для сведения к минимуму и исправления негативного поведения, такого как истерики, отказ от социального взаимодействия или нанесение ударов другим.

Время от времени могут быть рекомендованы лекарства или хирургическое вмешательство, но это определяется первопричиной проблем развития ребенка.

Идет ли физическое развитие вашего ребенка в нужное русло?

Вы знаете своего ребенка лучше всех. Поэтому важно поделиться своими опасениями со своим педиатром, если вы считаете, что развитие вашего малыша идет не совсем правильно.

Обычно дети развивают моторику головы вниз. Сначала идет контроль над головой, а затем над верхней частью тела.Типичный паттерн для двигательных этапов — это переворачивание, затем сидение, подтягивание, стояние, ходьба и лазание. Мелкая мелкая моторика, такая как хватание предметов, складывание кубиков в чашку и рисование, также являются важными вехами.

Задержка физического развития или
ранняя задержка моторики — это термины, используемые для описания того, когда дети не достигают важных физических вех в первые месяцы и годы жизни — насколько хорошо и скоро они двигаются и взаимодействуют с окружающей средой. Эти задержки могут быть признаком чего-то более серьезного, поэтому важно поговорить о них с педиатром вашего ребенка.

Признаки физического развития или задержки моторики на ранней стадии

  • Задержка переворачивания, сидения или ходьбы

  • Плохой контроль головы и шеи

  • Жесткость или вялость мышц

  • Задержка речи

  • Затруднение при глотании

  • Вялое или неудобное положение тела

  • Неуклюжесть

  • Мышечные спазмы

Общие опасения родителей по поводу задержки физического развития

  • Кажется, мой ребенок растет не так, как должен.

  • Мой ребенок двигается очень скованно и скованно.

  • Мой ребенок слабый и безвольный, как тряпичная кукла.

  • Мой ребенок не успевает за детьми своего возраста, когда они вместе играют.

  • Кажется, мой ребенок очень быстро устает.

Если любой из приведенных выше списков признаков и проблем кажется вам знакомым, или если у вас есть другие проблемы, сообщите об этом! Обычно ребенок, который опаздывает, выполняя определенные действия, догоняет других детей.Но иногда позднее развитие является признаком состояния здоровья. По оценкам, 400 000 детей, рожденных ежегодно в Соединенных Штатах, подвержены риску какой-либо формы нервно-мышечного заболевания, и каждый 40 фактически рождается с ранней задержкой моторики. Обнаружение этих признаков и выявление состояния здоровья как можно раньше поможет вашему ребенку получить необходимую помощь.

Задержки физического развития: на что обращать внимание

При попытке определить раннюю двигательную задержку полезно знать признаки типичного и атипичного физического развития.Американская академия педиатрии (AAP) создала онлайн-инструмент для родителей под названием
Задержки физического развития: на что обращать внимание.
Этот инструмент предлагает интерактивный опыт, позволяющий узнать больше о задержках физического развития у детей 5 лет и младше, и может служить руководством, если у вас возникло ощущение, что что-то не так. Вы также можете создать контрольный список пунктов, чтобы помочь начать беседу с педиатром вашего ребенка.

Примечание: Этот инструмент ориентирован только на физическое развитие ребенка.Если вас беспокоят другие проблемы развития, такие как социальные, эмоциональные, коммуникативные или обучающие, посетите
Изучите знаки. Действуйте рано. Также имейте в виду, что если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель беременности), он или она может развиться позже, чем другие дети того же возраста. Видеть
Вехи Preemie.

Следующий шаг: поговорите со своим педиатром

Когда вы сообщите педиатру о том, что ваш ребенок обеспокоен развитием, он или она внимательно выслушает вас и может задать вам несколько дополнительных вопросов. Вас также могут попросить заполнить скрининговую анкету онлайн или на бумаге; это
оценка задержки развития. Наблюдения родителей — важная часть оценки педиатра. Педиатры используют ответы родителей в этих анкетах как основу для дальнейшего обследования и направления к специалистам. Смотрите эти
советы CDC по обсуждению с педиатром вашего ребенка вопросов развития.

Получение поддержки при выявлении состояния здоровья

Если у вашего ребенка обнаружен конкретный диагноз, ваш педиатр может помочь вам связаться со специальными группами поддержки и другими ресурсами для родителей в вашем районе.Организации поддержки родителей, такие как
Родительский проект «Мышечная дистрофия» поможет вам понять, что делать, особенно в первые несколько недель после постановки диагноза, и предложит вам поддержку в воспитании ребенка с особыми потребностями. В некоторых других условиях существуют хорошо организованные общества, такие как
Национальное общество синдрома Дауна,
Объединенный церебральный паралич и
Ассоциация мышечной дистрофии.

Дополнительная информация

Вехи движения: от рождения до 3 месяцев

Инструмент задержки мотора AAP

Простые способы развлечь и ускорить развитие вашего ребенка дома


Задержка физического развития: на что обращать внимание
Инструмент был разработан в соответствии с соглашением о сотрудничестве № 5 U38 OT000183, финансируемым Центрами по контролю и профилактике заболеваний.Его содержание является исключительной ответственностью Американской академии педиатрии и не обязательно отражает официальную точку зрения Центров по контролю и профилактике заболеваний или Министерства здравоохранения и социальных служб.

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Инструмент задержки двигателя AAP

Наши спонсоры

Авторизоваться
|
регистр

Меню

Авторизоваться
|
регистр

Дома
Наши спонсоры

  • Возраст и этапы Возраст и этапы
    • Возраст и этапы
      • Пренатальный
      • Ребенок (0-12 мес.)
      • Малыши 1-3лет.
      • Дошкольное учреждение 3-5 лет
      • Дошкольное учреждение 5-12 лет.
      • Подростки от 12 до 18 лет.
      • Молодые люди 18–21 лет.
  • Здоровый образ жизниЗдоровый образ жизни
    • Здоровый образ жизни
      • Питание
      • Фитнес
      • Спорт
      • Здоровье полости рта
      • Эмоциональное благополучие
      • Здоровый рост
      • Сон
  • Безопасность и профилактика
    • Безопасность и профилактика
      • Прививки
      • Дома
      • В игре
      • На ходу
      • Все вокруг
  • Семейная жизнь Семейная жизнь
    • Семейная жизнь
      • Медицинский дом
      • Семейная динамика
      • СМИ
      • Работа и отдых
      • Участие в жизни общества
  • Проблемы со здоровьем
    • Проблемы со здоровьем
      • Условия
      • Травмы и чрезвычайные ситуации
      • Болезни, предупреждаемые с помощью вакцин
  • Новости Новости
  • Советы и инструменты Советы и инструменты
    • Советы и инструменты
      • Спросите педиатра
      • Найдите педиатра
      • Информационные бюллетени
      • Проверка симптомов
      • Вебинары
      • HealthyChild Magazine
  • Наша миссия Наша миссия
    • Наша миссия
      • AAP в действии
      • Медицинский редактор и участники
      • Спонсоры
      • Возможности спонсорства
      • Распространяйте информацию
  • Магазин AAP

Найдите педиатра

{{$ root. Translations.SkipToContent}}

{{$ root.Translations.MenuBtn}}

  • {{$ root.Translations.Home}}
  • {{activityGroup.Title}}
    + {{$ root.Translations.ExpandActivities}}

    • {{ Мероприятия.Заголовок }}
  • {{$ root.coreData.Pages.About.Title}}

Задержка развития — Развитие чувства ребенка

Что такое задержка развития?

Задержка в развитии — это термин, используемый, когда маленький ребенок медленнее достигает вехи, чем другие дети. Задержка может возникнуть в том, как ребенок двигается, общается, думает, учится или ведет себя с другими.

Каковы общие черты задержки развития?

Отмеченные функции будут отличаться в зависимости от области (областей) задержки, но могут включать:

  • Трудности при произнесении контролируемой речи (например, произнесение речи и / или последовательность звуков и слов).
  • Затруднения с контролем дыхания и фонации.
  • Медленное развитие речи, приводящее к задержке речи.
  • Трудности объединения физических движений в управляемую последовательность, изучение основных моделей движений и / или запоминание следующего движения в последовательности.
  • Проблемы с установлением правильного захвата карандаша и соответствующей возрасту скорости письма.
  • Плохая балансировка (иногда даже падение на середине шага).
  • Проблемы с пространственным восприятием (например, размещение предметов в пространствах подходящего размера, таких как головоломки, и знание левого и правого).
  • Проблемы с поднятием и удержанием простых предметов из-за плохого мышечного тонуса.
  • Проблемы с телесным осознанием, такие как применение большей силы, чем предполагалось, определение расстояния между собой и объектами и вторжение в личное пространство других людей, не осознавая этого.
  • Трудности в достижении и поддержании воздержания (мочевого пузыря, кишечника или обоих).
  • Ночное недержание мочи (ночной энурез) является обычным явлением.
Общие трудности, которые часто (но не всегда) испытывает ребенок с задержкой в ​​развитии:
  • Отсутствие зрительно-моторной координации, которое вызывает проблемы с базовыми навыками, такими как бросание и ловля.
  • Сильная зависимость от того, как все делается, чтобы научиться движениям (словесного ввода часто недостаточно).
  • Несогласованные физические движения, неудобные позы и стиль бега.
  • Недостаточные навыки управления всем телом (крупная моторика) (например, им может быть трудно стоять на одной ноге или обращаться с таким оборудованием, как бита или ракетка).
  • Требуется больше времени и усилий, чем обычно, для овладения новым физическим навыком.
  • Может не сохранять навык, если практика прекращается (например,грамм. уроки плавания, которые прекращаются во время школьных каникул, могут помочь этим детям заново освоить навыки, полученные до каникул).
  • Невозможно предвидеть, что может случиться дальше (например, в спорте не может «прочитать игру», чтобы понять, что мяч может быть отправлен в их сторону).
  • Неспособность быстро реагировать на окружающих (например, может стоять на месте, когда по ним бьют по мячу).
  • Имеет более низкий уровень спортивных способностей по сравнению с другими детьми того же возраста.
  • Обращает на себя внимание проблем с контролем ловкости рук (мелкой моторики), например, неопрятного письма.
  • Понимание условностей социального взаимодействия.
Стратегии управления, поддерживающие ребенка с задержкой в ​​развитии (в дошкольном учреждении, школе и / или дома):
  • Поощрение к настойчивости и попыткам выполнения задач.
  • Составьте индивидуальный план с родителями / опекунами, у которого есть небольшие достижимые речевые цели, чтобы помочь развить ясность речи ребенка.
  • Связь между медицинскими работниками и педагогическим персоналом для предоставления информации для включения в учебный план и / или реализации идей / предложений / мероприятий, которые помогут улучшить речевые навыки ребенка и возможность доступа к учебной программе.
  • Обеспечьте дополнительное время для выполнения задач.
  • Признать и укрепить сильные стороны ребенка.
  • Возможности добиться успеха
  • Визуальные эффекты, такие как знаки или изображения, могут быть использованы для облегчения понимания ребенком и поддержки его понимания.
  • Наглядные пособия (например, картинки, жесты, язык тела, выражение лица) могут использоваться, чтобы помочь ребенку понять и вспомнить инструкцию.
  • Используй простой язык, играя с ребенком.
Подходы к трудотерапии и мероприятия, которые могут поддержать ребенка и / или его опекунов, включают:
  • Базовые навыки: Развитие базовых навыков, необходимых для поддержки навыков всего тела (крупная моторика) и ловкости рук (мелкая моторика).
  • Уверенность: Укрепление уверенности, позволяющей ребенку охотно участвовать в деятельности.
  • Обучение воспитателей ребенка правильным ожиданиям.
  • Сложность задачи: Сначала овладеть навыком, а затем постепенно увеличивать требования к нему (гораздо медленнее, чем с более типичными учениками).
  • Задания «в самый раз»: Представление заданий на уровне «в самый раз» (это не слишком сложно для ребенка) или ниже, чтобы укрепить уверенность в себе и стимулировать участие в выполнении заданий (для этих детей свойственно выключаются, когда считают задачу слишком сложной).
  • Упрощение задач до мельчайших деталей.
  • Используйте специальный язык: Используйте простой и сжатый язык.
  • Краткие инструкции , где ребенку не требуется запоминать длинный список дел.
  • Невербальные сигналы: Используйте физические и визуальные модели или инструкции (где возможно), а не только словесные.
  • «Обратная цепочка»: Освоение последнего шага действия сначала, а затем предпоследнего.
  • Информация о фрагментах: Обучение выполнению или связыванию нескольких шагов вместе после того, как отдельные шаги выполняются отдельно.
  • Развитие внимания: Выполните упражнения для поддержки внимания.
Логопедические подходы и мероприятия, которые могут поддержать ребенка и / или его опекунов, включают:
  • Оценка речи и языка: Углубленное изучение и определение сильных и слабых сторон ребенка во всех областях общения, включая игру и взаимодействие, внимание и слушание, понимание слов и языка, использование слов и языка, социальное общение, произношение и говорение а также навыки, необходимые для получения грамотности.
  • Коммуникационные стратегии: Совместная работа с родителями над разработкой целей и стратегий, которые помогут развить области общения, с которыми у ребенка возникают трудности.
  • Ежедневные занятия: Предоставление семьям стратегий и советов, которые можно использовать дома в повседневных делах и распорядках для развития коммуникативных навыков.
  • Пошаговые цели: Построение небольших пошаговых целей, которые достижимы и демонстрируют прогресс ребенка в области навыков.
  • Визуальные стратегии: Включение дополнительной визуальной информации посредством использования более формализованной системы жестов, изображений, символов для облегчения понимания и использования языка там, где это необходимо.
  • Положительное подкрепление: Обеспечение большого количества положительного подкрепления и поддержки на протяжении всей терапии, чтобы помочь укрепить уверенность и чувство собственного достоинства.
  • Поддержание связи с педагогическим персоналом , где это уместно, о коммуникативных навыках ребенка и предоставление информации и идей, которые можно использовать в образовательной среде, чтобы помочь ребенку получить доступ к учебной программе.
  • Упрощающий язык: Использование языка, соответствующего уровню понимания ребенка.
Почему мне следует обращаться за терапией для моего ребенка с задержкой в ​​развитии?

Сама по себе диагностика НЕ ​​является решением. Он просто открывает дверь к получению необходимой помощи, вооружая всех участников соответствующей информацией.

«Помощь» все еще нужна. Предоставляемая помощь (по крайней мере, с точки зрения терапии) будет отражать:

  • В первую очередь, какое медицинское вмешательство необходимо.
  • Что больше всего беспокоит родителей / учителей / опекунов для ребенка (т.е. каковы наиболее серьезные функциональные проблемы).
  • Конкретные области, вызывающие у ребенка проблемы (которые могут различаться даже у детей с одним и тем же диагнозом).
  • Способность среды, в которой находится ребенок, удовлетворять потребности ребенка.
Если не лечить ребенка с задержкой в ​​развитии, могут возникнуть проблемы с:
  • Следуя инструкциям дома, в детском саду или в школе.
  • Словарь, при котором ребенок не может четко передать свое сообщение из-за ограниченного знания слов.
  • Обучение разговору, разборчивость и четкость речи.
  • Проведение полного учебного дня из-за плохой силы и выносливости.
  • Участие в спортивных мероприятиях, ведущих к малоподвижному образу жизни, увеличивает риск других проблем, связанных со здоровьем, таких как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания или подобные состояния.
  • Самоуважение и уверенность в себе, когда они осознают, что их навыки не соответствуют их сверстникам.
  • Мелкая моторика (например, письмо, рисование и резка) из-за плохой устойчивости корпуса, что означает, что у них нет прочной основы для поддержки использования рук и кистей.
  • Выполнение задач по уходу за собой (например, застегивание шнурков, пуговиц, молний, ​​использование столовых приборов).
  • Саморегуляция и поведение, поскольку ребенок не может должным образом регулировать себя, чтобы сосредоточиться на задаче в течение продолжительных периодов времени.
  • Доступ к учебной программе, потому что они не могут заниматься задачами достаточно долго, чтобы выполнить критерии оценки.
  • Социальное общение, например зрительный контакт, подходящее расстояние при разговоре с кем-либо, очередность во время разговора.
  • Социальная изоляция из-за того, что они не могут справиться в групповых ситуациях или в загруженной среде, что влияет на их способность устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
  • Академическая успеваемость: развитие навыков грамотности, таких как чтение и письмо, а также способность справляться с трудностями в академической среде.
  • Академическая оценка: Завершение тестов, экзаменов и академических заданий в системе высшего образования.

Более конкретные последствия отказа от лечения будут зависеть от общих трудностей, которые больше всего влияют на вашего конкретного ребенка.

Для получения дополнительной информации см. Соответствующие информационные бюллетени по вопросам, вызывающим озабоченность, или обратитесь к разделу других соответствующих ресурсов ниже.

Что на самом деле означает для ребенка диагноз «задержка развития»?

Диагнозы используются для обозначения определенного набора симптомов, которые испытывает ребенок.

Этот ярлык помогает сузить круг вопросов и конкретизировать то, что:

  • Другие проблемы обычно возникают одновременно.
  • Может потребоваться лекарство.
  • Терапия может помочь ребенку (например, медицина, трудотерапия, логопедия, психология).
  • Возможный курс вмешательства (медицинское и / или связанное со здоровьем) и ожидаемый результат (прогноз).
  • Можно сделать в помощь ребенку.

Диагноз помогает ребенку и его опекунам (родителям, учителям, медицинским работникам, опекунам) по номеру:

  • Доступ к информации о соответствующем кластере симптомов.
  • Рассказывать об основных проблемах ребенка всем людям, которые заботятся о нем.
  • Возможно, определенное поведение интерпретируется по-разному в зависимости от диагноза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *